Практика проведения профессиональных конкурсов как способ мотивации персонала PDF Печать
Автор: Бондарь В.В., директор; Шемит И.Б., главный специалист
 
Источник: Профессиональный научно-практический и методический журнал «Работник социальной службы»  № 5, 2011 год
 
Как известно, участие в конкурсах порождает дух соперничества и соревновательности, а в конкурсах профессионального мастерства еще и побуждает потребность у персонала углублять свои знания. Готовясь к участию в конкурсе, работник повторяет или изучает теорию социальной работы, законодательство федерального, краевого, местного уровня в сфере социальной политики. Этот прием, бесспорно, мотивирует работников к самообразованию.
Именно эти факторы сыграли основополагающую роль при принятии руководством Центра решения об организации и проведении конкурса профессионального мастерства работников, целью которого являлось дальнейшее совершенствование социальной работы, повышение профессионализма и развитие творческого потенциала персонала,  внедрение передовых методов и технологий работы, направленных на повышение качества и доступности социальных услуг социально незащищенным группам населения, повышение значимости и престижности работы  в  сфере социального обслуживания населения. Конкурс был приурочен к 10-летнему юбилею учреждения.
Порядок проведения конкурса регламентирован локальным нормативным актом – Положением, ознакомиться с которым можно на официальном сайте МБУ «КЦСОН».
В Положении отражены следующие разделы:
1. «Общие положения», раскрывающий цели и задачи конкурса.
2. «Участники конкурса», включающий помимо требований к участникам, их права и обязанности.
3. «Организация и проведение Конкурса», освещающий перечень номинаций, этапов конкурса, их описание и сроки проведения, а также перечень документов, необходимых для участия в конкурсе и критерии оценки участников.
4. «Организационный комитет конкурса», регламентирующий функции комитета.
5. «Жюри конкурса», регламентирующий функции жюри.
6. «Оценка участников Конкурса, подведение итогов и награждение участников», содержащий одноименные сведения.
При разработке Положения значительное внимание было уделено конкретизации требований к порядку выполнения заданий, критериев оценки, адекватной системе поощрения победителей, поскольку нечеткое изложение   этих позиций могло повлечь за собой демотивирование персонала, отсутствие желания участвовать в конкурсе.
Конкурс проводился по следующим номинациям:
- «Лучший специалист по социальной работе»;
- «Лучший воспитатель»;
- «Лучший медицинский работник»;
- «Лучший социальный работник».
Участники конкурса выдвигались коллективом либо путем самовыдвижения. При этом отсутствие ограничений в стаже работы и возрасте участников обеспечило равные стартовые возможности всем членам коллектива.
Состав организационного комитета конкурса был утвержден директором Центра вместе с Положением о конкурсе. Сразу после вступления в силу приказа о его утверждении, организационным комитетом был разработан следующий план проведения мероприятий:
1. Изучение заявлений и прилагаемых документов, поступивших для участия в конкурсе и утверждение списка участников.
2. Определение места и даты проведения финального этапа Конкурса (обусловлено отсутствием в Центре помещения, позволяющего одномоментно разместить весь персонал учреждения).
3. Разработка технической документации (оценочных листов социальных проектов, электронной базы данных для оперативного учета оценок и подведения итогов во время проведения финального этапа конкурса, оценочных листов, билетов с ответами, других документов для жюри и пр.)
4. Разработка вопросов для включения в билеты с целью проверки теоретических знаний и практических навыков конкурсантов (с учетом специфики их работы и категорий обслуживаемых граждан).
5. Организация подготовки и проведения Конкурса.
5.1. Разработка программы и сценария Конкурса.
5.2.  Подготовка предложений директору Центра по персональному составу жюри.
5.3. Привлечение спонсоров для награждения победителей конкурса памятными подарками с вручением цветов.
5.4. Обеспечение регулярного информирования персонала о подготовке и проведении конкурса (размещение объявлений на информационных стендах входной группы и структурных подразделений Центра).
5.5.  Работа со средствами массовой информации, размещение сведений о Конкурсе и его победителях в печатных и телевизионных СМИ и на web-сайте Центра.
5.6. Формирование счетной комиссии (для подсчета оценок и подведения итогов).
5.7. Проведение организационного собрания и жеребьевки участников.
5.8. Решение других организационных вопросов по проведению Конкурса
- разработка эмблемы конкурса, информационных буклетов, пригласительных билетов для приглашенных лиц;
- приобретение оценочных табличек для жюри;
- дизайн дипломов победителей в номинациях конкурса;
- техническое и художественное оформление зала, музыкальное оформление финального этапа конкурса.
По каждой из позиций были определены ответственные лица и сроки выполнения работ.
Для участия в Конкурсе 20 претендентов в установленный срок представили в организационный комитет заявки на участие в Конкурсе, анкеты и характеристики руководителей соответствующих структурных подразделений. Данный перечень документов позволил организационному комитету определить характер вопросов, впоследствии включенных в билеты для проверки знаний участников конкурса.
После изучения документов организационным комитетом был утвержден состав участников конкурса, включающий:
- 4 специалиста по социальной работе;
- 4 воспитателя;
- 5 медицинских сестер;
- 7 социальных работников.
Конкурс проводился в два этапа. На заочном этапе конкурса участники разрабатывали социальные проекты, направленные на внедрение в учреждении либо в отдельном структурном подразделении новых социальных технологий, моделей, методик работы. Для разработки проекта было отведено два месяца, что дало возможность конкурсантам уделить достаточно времени для  реализации своих идей и оформления документов в соответствии с установленными требованиями. Надо отметить, что требования к содержанию и оформлению проектов были детализированы в Положении о конкурсе, что не только обеспечило единый подход к их формированию, но и значительно облегчило процедуру их оценки.
Конкурсантами были представлены социальные проекты достаточно обширной тематики (таблица 1), свидетельствующие о заинтересованности работников в расширении спектра, улучшении качества предоставления помощи нуждающимся гражданам.
Таблица 1
Наименование проекта
Номинация «Лучший специалист по социальной работе»
1
Проект клуба общения граждан пожилого возраста и инвалидов "Клуб открытых сердец" на базе стационарных отделений КЦСОН
2
Предоставление временного жилья и временной регистрации гражданам, освободившимся из мест лишения свободы
3
Инновационные технологии социального консультирования семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (для специалиста по социальной работе)
4
Справочник социального работника
Номинация «Лучший воспитатель»
1
Изобразительное искусство как средство педагогической коррекции негативных эмоционально-поведенческих проявлений воспитанников приюта для детей и подростков
2
Проект создания клуба молодой семьи для воспитанников старшей группы социального приюта для детей и подростков
3
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
4
Мониторинг как инструмент повышения эффективности социальной коррекции и социальной реабилитации воспитанников социального приюта для детей и подростков
Номинация «Лучший медицинский работник»
1
Гериатрическая деонтология
2
Использование современных методик реабилитации для восстановления умеренных и легких двигательных нарушений (парезов), особенно тонких движений кисти
3
Санитарное просвещение - профилактический метод обучения
4
Технические средства реабилитации инвалидов
5
Профилактика пролежней
Номинация «Лучший социальный работник»
1
Проект «Память взывает к добру»
2
Внедрение дополнительной должности в специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому
3
Создание комфортной психологической среды гражданам пожилого возраста и инвалидам
4
Психологические группы встреч для людей пожилого возраста и инвалидов
5
Духовный наставник
6
Сумка социального работника
7
Социальная забота о трудоустройстве и быте граждан пожилого возраста и инвалидов
 
            Для оценки представленных социальных проектов были определены основные критерии и применена следующая методика:
Таблица 2
ФИО участника
Соответствие проекта установленным
требованиям в части наличия:
Новизна (инновационность) проекта
Актуальность, практическая значимость проекта
Оригинальность, креативный подход
Возможность внедрения         проекта
Итого баллов
наименования
краткой аннотации
перечня потребностей, необходимых для реализации
результатов, ожидаемых от внедрения
плана реализации (в форме таблицы)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Порядок присвоения баллов (по каждой позиции):
соответствует полностью – 10 баллов;
соответствует частично – от 1 до 9 баллов в зависимости от степени соответствия;
не соответствует – 0 баллов.
Проекту, набравшему (по каждой номинации) наибольшее количество баллов,  присваивается оценка «5», наименьшее количество баллов – оценка «1» или «2». Для того чтобы избежать одинаковых оценок по разным проектам, что усложнило бы определение лучших работ, организационный комитет должен был придерживаться следующего требования: при оценке участников в номинациях «Лучший специалист по социальной работе», «Лучший воспитатель», «Лучший медицинский работник» не должно быть одинакового количества баллов; в номинации «Лучший социальный работник» в двух случаях допускается одинаковое количество баллов.
Каждый член организационного комитета оценивал работы самостоятельно и представлял оценочные листы ответственному лицу, осуществлявшему подведение итога по каждому участнику, согласно методике, предусмотренной положением о конкурсе.
Чтобы не растерять определенную долю азарта, промежуточные итоги (результаты заочного этапа) были оглашены только при проведении финала конкурса.
Финальный этап конкурса проводился в четырех турах:
1)  «Приветствие», в рамках которого участники представляли информацию об отделении, в котором они работают, демонстрировали важность и значимость выполняемой ими работы. Конкурсное задание исполнялось в выбранной конкурсантом форме (музыкальной, поэтической, театрализованного представления и пр.), с демонстрацией видеосюжетов, слайдов, фотографий, материалов на информационных стендах.
2) «Теория и практика работы» (по направлениям деятельности), в котором участники демонстрировали свои профессиональные знания, практические навыки, применяемые подходы при решении возникающих проблем, путем ответов на вопросы по билетам, разработанным организационным комитетом. В состав билетов включались два вопроса из теории социальной работы и одна ситуативная задача. При этом содержание билетов участникам не было известно вплоть до оглашения их на сцене.
3)  «Домашнее задание», в котором конкурсанты  представляли и защищали проект, разработанный ими на заочном этапе конкурса.
4) «Творческая мастерская», где участники демонстрировали свои таланты и увлечения с применением выбранных ими различных художественных средств (танцы, песни, частушки, театрализованные мини-постановки и т.д.).
К выступлению в 1 и 4 туре допускалось привлечение группы поддержки из числа других работников учреждения. Учитывая установленный регламент выступлений и количество участников, было принято решение провести финальный этап конкурса в течение двух дней.
В первый день все участники согласно установленной жеребьевкой очередности, соревновались в первом и втором туре финального этапа конкурса, во второй день – в третьем и четвертом туре. Таким образом, было достигнуто оптимальное чередование выступлений по профессиональному и творческому направлению, а также активное участие персонала на протяжении всех конкурсных мероприятий.
Каждое выступление участников оценивалось членами жюри по пятибалльной системе, за исключением тура «Творческая мастерская», который оценивался по трехбалльной шкале. Присуждаемые баллы члены жюри демонстрировали аудитории на оценочных табличках.
Накануне финального этапа конкурса для подсчета баллов и оперативного подведения итогов была сформирована счетная комиссия, которая осуществляла свои функции с применением современных информационных технологий. По окончанию каждого тура счетная комиссия оглашала средний балл, набранный каждым участником.
 Принципиально важным моментом было то, что организационный комитет и жюри отличались  по персональному составу, поэтому работу участников на разных этапах конкурса оценивали разные лица, что максимально способствовало объективной оценке конкурсантов, исключающей возможность излишнего (без учета полученных в ходе конкурса результатов) предпочтения того или иного участника. Помимо этого, в состав жюри были приглашены представители межотраслевого центра повышения квалификации, управления социальной политики.
Результаты двух этапов конкурса явились основанием для определения победителей по каждой номинации. Ими стали сотрудники, набравшие максимальное количество баллов. При этом участники не знали, кто из них занял первое, второе и третье места. Распределение призовых мест было раскрыто в ходе церемонии официального награждения.
Помимо дипломов победителей, подарков от спонсоров, аплодисментов, внимания и поздравления коллег, размещения фотографий на почетной доске, восьми работникам, продемонстрировавшим высокий уровень знаний, повышены квалификационные разряды оплаты труда в пределах, предусмотренных для соответствующих должностей.
Анализ порядка проведения конкурса и полученных результатов позволил сформулировать основные принципы проведения такого рода корпоративных мероприятий, к числу которых относятся:
- равные стартовые условия для всех потенциальных участников;
- широкое информирование персонала;
- детализация этапов конкурса;
- четкие и понятные критерии оценки;
- прозрачность процедуры выбора победителей;
- объективность;
- обеспечение поддержки со стороны непосредственного руководителя и коллег;
- адекватное вознаграждение.
Подводя итоги проведения конкурса профессионального мастерства, изучив мнение работников, следует отметить, что в коллективе улучшилось взаимопонимание персонала и руководства учреждения, конкурс способствал сплочению коллектива и явился мощным стимулом для совершенстования сотрудниками своих профессиональных знаний и навыков. Таким образом, как показали результаты, поставленные цели в рамках реализации конкурса были достигнуты.
 
 
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Последние новости
Погода
 
Норильск
 
Опросы

Удовлетворены ли вы содержанием нашего сайта?

Обратная связь

контакты