Программа "Школа ухода для родственников получателей социальных услуг" PDF Печать

Авторы: Грищеня И.А., специалист по социальной работе отледения социального обслуживания на дому, Шалаева И.В., методист организационно-методического отдела

Источник: Методическое пособие "Опыт организации работы школ общего ухода за маломобильными, немобильными гражданами пожилого возраста и инвалидами" (электронное издание КГКУ "Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения", Красноярск, 2019)

Введение

Граждане пожилого возраста и инвалиды, способность к самообслуживанию у которых утрачена частично или полностью ввиду перенесенных заболеваний, как правило, предпочитают проходить реабилитацию в домашних условиях, среди родных и близких людей. Этим и обусловлена актуальность разработки методического пособия по обучению членов семей и родственников оказанию медицинской и психологической помощи престарелым гражданам и инвалидам. Данное методическое пособие описывает опыт муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Норильск» (далее – Комплексный центр) по организации «Школы ухода» для родственников получателей социальных услуг.
«Школа ухода» – инновационная технология, предусматривающая обучение родственников, осуществляющих уход за маломобильными гражданами на дому, принципами общего ухода, использованию технических средств реабилитации, также программа направлена на формирование у указанного круга лиц навыков оказания психологической помощи.
Наши практические занятия с интересом посещают родственники маломобильных получателей социальных услуг, где мы подробно разбираем все волнующие их вопросы и настраиваем не бояться трудностей, связанных с уходом за своими близкими, находящимися в трудной жизненной ситуации.

 В обучении задействованы не только члены семей маломобильных граждан, но и социальные работники Комплексного центра, т.к. именно они доносят информацию до родственников получателей социальных услуг.
Планируя количество занятий и тематику курса, мы учитываем следующее:
- проводим мониторинг сотрудников, которым в первую очередь необходимо пройти обучение. Согласно профессиональным стандартам социального работника, вновь принятые на работу сотрудники направляются на прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи;
- осуществляем обучение в соответствии с планом, вовлекая членов семей получателей социальных услуг в практическую деятельность, учитывая индивидуальные особенности восприятия и пожелания родственников маломобильных граждан;
- проводим опрос родственников;
- организуем работу с получателями социальных услуг и их родственниками с учетом психологических аспектов и эмоциональных трудностей для всех участников обучения.
Критериями результативности и качества являются отзывы социальных работников, членов семей и самих получателей социальных услуг.

Цели, задачи, этапы реализации

Цели:

  1. Разработать программу курсов по формированию у членов семей граждан пожилого возраста и инвалидов навыков оказания медицинской и психологической помощи.
  2. Достижение оптимально возможного уровня жизни и социальной адаптации маломобильного больного, в привычной для него домашней обстановке в окружении семьи.
  3. Снижение потребности в услугах лечебно-профилактических учреждений.

Задачи:

  1. Определить основное содержание и структуру программы «Школа ухода».
  2. Спланировать тематическое содержание программы «Школа ухода».
  3. Не допустить, чтобы родственники (люди, взявшие в силу обстоятельств на себя их функцию) больных оказались один на один с несчастьем близких.
  4. Дать знания родственникам (люди, взявшие в силу обстоятельств на себя их функцию) по уходу за больными в доступной форме.
  5. Повысить качество знаний социальных работников в области ухода за маломобильными больными.
  6. Обучение малоподвижных граждан и членов их семей правильному использованию технических средств реабилитации.

Этапы реализации.

  1. Подготовительный:

- Проведение опроса в виде анкетирования получателей социальных услуг и их родственников с целью выявления нуждаемости в обучении.
- Определение работников, нуждающихся в обучении.
- Подготовка тематических материалов.
2.         Основной:
- Обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидов.
- Консультирование по вопросам ухода за данной категорией людей на дому.
3.         Завершающий:
- Подведение итогов, оценка результативности обучения и качества полученных знаний.

Организация деятельности «Школы ухода»

Занятия «Школы ухода» включают темы о процедурах общего ухода, профилактики осложнений, методах самообслуживания, самоконтроля, гигиенического ухода на дому, правилах питания и кормления, методах использования технических средств реабилитации. Особое внимание уделяется особенностям ухода за больными при следующих заболеваниях: гипертоническая болезнь, сердечно-сосудистая недостаточность, инфаркт миокарда, инсульт, сахарный диабет.
Периодичность занятий - не реже одного раза в месяц. Продолжительность занятия - не менее одного академического часа. Программа занятий включает: лекции, семинары, практикумы и другие формы обучения. К работе «Школы ухода» привлекаются медицинский персонал, психологи и другие специалисты центра. При проведении занятий «Школы ухода» ведется сотрудничество с учреждениями здравоохранения и другими организациями на безвозмездной основе.

Содержание программы

Программа «Школа ухода» структурно представляет собой 2 раздела:
Раздел 1: Оказание медицинской помощи (12 ч.).
Раздел 2. Оказание психологической помощи (3 ч.).
Всего программой предусмотрено 15 часов учебного времени.

Вид учебной работы Всего часов Теория Практика
Раздел 1: Оказание первой медицинской помощи 12    
«Школа ухода», как одна из инновационных технологий обучения навыкам общего ухода за
пожилыми гражданами и инвалидами.
Пожилой человек, особенности общения
  1  
Инфекционные заболевания (грипп, ОРЗ), профилактика, лечение   1  
  Основные принципы рационального питания пожилых людей   1  
Лечебное питание. Гимнастика для пожилых   1 1
Правила оказания первой доврачебной
помощи. Гипертония
    1
 Сахарный диабет. Доврачебная помощь     1
Профилактика пролежней. Лечение пролежней     1
Технология оказания медицинской помощи при бронхиальной астме     1
Технология оказания медицинской помощи при болезнях сердца (стенокардия, инфаркт)     1
Технология оказания медицинской помощи при кровотечениях   1 1
Раздел 2: Оказание психологической помощи 3    
Технология проведения тренинга по стабилизации эмоционального состояния     1
Методы и приемы преодоления депрессивных состояний     1
Методы оказания помощи по нормализации эмоциональной устойчивости     1
Общая трудоемкость                                                  15 5 10

Календарно-тематическое планирование

п/п Тема занятий Дата проведения Ответственный
специалист
Раздел 1: Оказание первой медицинской помощи
1 «Школа ухода», как одна из инновационных технологий обучения навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами.
Пожилой человек, особенности общения.
   
2 Инфекционные заболевания (грипп, ОРЗ), профилактика, лечение.    
3   Основные принципы рационального питания пожилых людей.    
4 Лечебное питание. Гимнастика для пожилых    
5 Правила оказания первой доврачебной
помощи. Гипертония
   
6  Сахарный диабет. Доврачебная помощь.    
7 Профилактика пролежней.
Лечение пролежней.
   
8 Технология оказание медицинской помощи при бронхиальной астме.    
9 Технология оказание мед. помощи при болезнях сердца (стенокардия, инфаркт)    
10 Технология оказание мед. помощи при кровотечениях (наружное, артериальное, наружное, носовое).    
Раздел 2: Оказание психологической помощи
13 Технология проведения тренинга по стабилизации эмоционального состояния    
14 Методы и приемы преодоления депрессивных состояний    
15 Методы оказания помощи по нормализации эмоциональной устойчивости    

Для адаптации к изменениям в состоянии маломобильных граждан, мотивации их на положительные эмоции, создания благоприятной психологической атмосферы, снятия нервно-психической напряженности в семье важную роль составляет обучение членов семей и родственников навыкам оказания психологической помощи.
Опишем некоторые методы и приемы оказания психологической помощи.

  1. Техника «Вторая пара глаз».

Цель – отработка умения отличать эмоции от чувств. 
Пользуясь этой техникой, вы будто разделяетесь надвое и начинаете видеть себя со стороны. Позвольте событиям, развивающимся вокруг вас, идти своим чередом. При этом направляйте часть внимания на наблюдение за собой. Постарайтесь разобраться в своих реакциях, следите за тем, из-за чего они возникают и как развиваются. Вы должен быть беспристрастным и критичным. Помните о том, что необходимо подмечать свои текущие действия, состояния, и корректировать их в процессе.

  1. Ролевая игра «Обида».

Цель – развитие способности распознавания эмоций.
Все члены группы – это одна семья. Каждый выбирает посредством жребия свою роль, в дальнейшем разыгрывается конфликтная ситуация, над решением которой должны работать все члены семьи, выслушивая мнение каждого.

  1. Упражнение «Мусорное ведро».

Цель - уменьшение негативных эмоций, перевод негативного эмоционального состояния в позитивное.
Техника проведения: члены семьи пишут на листе бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают лист, и выбрасывает их в ведро (забывая это навсегда).

Заключение

В результате совместной работы персонала «Школы ухода», социальных работников и родственников, осуществляющих уход за гражданами, способность к самообслуживанию у которых утрачена частично или полностью ввиду перенесенных или приобретенных в процессе жизнедеятельности заболеваний, получатели социальных услуг отмечают:
- повышение качества жизни, мотивации к оздоровлению;
- улучшение состояния здоровья;
- успешную социально-бытовую адаптацию.
Кроме того, обучение на курсах способствует поддержанию благоприятных отношений в семьях, оптимизирует процесс ухода за больными.
У членов семей, осуществляющих уход, стимулируется развитие таких качеств, как терпение, чувство такта, сострадание. Устанавливается необходимый психологический контакт, подразумевающий умение приспособиться к человеку, понять его особенности. Маломобильные больные получают возможность восстановить способность к контактам с окружающими, а также осуществлять за собой уход.
Конечная цель реабилитации в отношении лиц пожилого возраста и инвалидов предполагает полное или частичное восстановление первоначального социального и психологического статуса реабилитируемого на основе использования жизненных ресурсов организма и личности, формирование социальных и трудовых навыков, коммуникативных способностей, возможности ориентироваться в окружающем мире, способности организовать свой быт.

 
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Последние новости
Погода
 
Норильск
 
Опросы

Удовлетворены ли вы содержанием нашего сайта?

Обратная связь

контакты