"Программа формирования коммуникативной компетентности воспитанников социального приюта" PDF Печать
Автор: Авдеева Т.В., педагог-психолог

Источник:   Профессиональный научно-практический и методический журнал «Работник социальной службы»  №10(56), 2010 год  

В социальный приют поступают дети, оказавшиеся в труд­ной жизненной ситуации. Многие из них воспитывались в не­благополучных семейных условиях, они испытывают социальные и эмоциональные стрессы, психические или физические травмы, что приводит к появлению некоторых эмоциональных расстройств, например, тревожности, акцентуации характера, депрессии. Такие дети, с психологической точки зрения, характеризуются беспо­мощностью, неуверенностью в себе, бессилием перед внешними факторами, становятся социально дезадаптированными, не владе­ют навыками конструктивного общения, чаще подвержены таким эмоциональным состояниям как гнев, враждебность, ненависть. В поведении может проявляться агрессия (грубость, «ершистость», склонность к причинению физического вреда).
Вследствие вышеперечисленных особенностей подростки ис­пытывают трудности при взаимодействии с другими людьми, они нуждаются в формировании (или коррекции) коммуникативной компетентности.
Подростки — люди не простые, чем-то заинтересовать их не так легко. Но на что они всегда охотно откликаются, так это на возмож­ность узнать о себе, своем характере, поговорить о своих проблемах. Психологи знают, что пробуждение интереса к своему внутреннему миру связано с формированием самооценки, самосознания. Опи­раясь на психологические особенности этого возраста, можно про­бовать формировать ответственное отношение к своим поступкам, волевые и коммуникативные качества.
Специалистами социального приюта разработана и внедрена Программа формирования коммуникативной компетентности вос­питанников, которая помогает решать эти задачи. Она дает толчок к осознанию потребностей и ценностей, к их определенной транс­формации . Большая часть применяемых методов — более или менее известные психологические игры, упражнения, методики, адапти­рованные под решение поставленных воспитательных задач. Про­грамма рассчитана на 10 занятий и реализуется в группах воспитан­ников подросткового возраста (12—16 лет). В целом она содержит 3 этапа со своими целями и темами.
Iэтап — ориентировочный (4 занятия)
Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы.
Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения, сплочение группы, а также на самоопределение и самопознание.
Темы:
1.   «Давайте познакомимся...»
2.   «Какой я в глазах других людей?»
3.   «Можно ли общаться без слов?»
4.   «Читаю чувства на лице твоем»
IIэтап — развивающий (3 занятия).
Цель этапа: активизация процесса самопознания, формирова­ние коммуникативной компетентности. Темы:
1.   «А нужен ли я людям?»
2.   «Какой у меня характер?»                 *
3.   «Умею ли я слушать других?»
IIIэтап — закрепляющий (3 занятия)
Цель этапа: актуализация личностных ресурсов, развитие пред­ставлений о ценности другого человека и себя самого, позитивное развитие межличностных отношений.
Темы:
1.   «Чем мы обязаны другим?»
2.   «Жить с достоинством, что это значит?»
3.   «Умею чувствовать рядом с собой человека»
Основная идея Программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать подростка, а помочь стать самим собой и напра­вить его на развитие своей личности, т. е. формирование мировоззре­ния, жизненных ценностей, нравственных норм, повышение социаль­ного статуса в группе, развитие правильного уверенного поведения.
К примеру, занятие 1 (приводятся краткие извлечения).
«Тема: «Давайте познакомимся...»
Цель: создать атмосферу доброжелательности, благоприятные условия для работы в группе, пробудить интерес к игровому пове­дению в группе, объяснить правила работы, познакомить с основ­ными приемами самодиагностики.
Педагог-психолог рассказывает о цели занятия, создает настрой на серьезные отношения, несмотря на игровой фон занятия, объяс­няет значимость общения в жизни.
Общение людей — это воздух, без которого наша душа погибает. И как тело нуждается в чистом воздухе, так и душе требуется бла­годатное общение... Вы сейчас переживаете процесс рождения сво­его самосознания, своих жизненных планов, целей и ценностей, рождения нового уровня общения. И это общение требует новых навыков, которым можно научиться. Чаще всего человек учится на своих ошибках и разочарованиях; но лучше их совершить на на­ших занятиях, не тратя на это жизнь. Будем пробовать, ошибаться, не боясь проиграть, будем общаться.
Упражнение 1. «Мое имя»
Участники по очереди рассказывают о собственном имени: кто выбрал это имя, какие с ним связаны ассоциации; как его на­зывать в группе. После знакомства ведущий рассказывает о себе и предлагает примерные правила работы в группе: *
1. Доверительный стиль общения.
2. Активное участие в работе (но если не хочешь говорить, про­молчи).
3.  Закрытость происходящего в группе: стараться не обсуждать после занятия.
4.  Умение слушать каждого: не перебиваем говорящего, выслу­шиваем все до конца, не отвлекаемся.
5.  Соблюдать ритуал работы: в начале занятия все встают, апло­дируем за удачное высказывание, в конце возьмемся за руки.
Ритуал приятия правил: «Я обещаю...»
Упражнение 2. «Футболка с надписью»
Представьте, что вам дали возможность написать на своей фут­болке какую-то надпись (девиз, любимое изречение, пословицу и т. п.). Важно, чтобы она рассказывала о вас, отражала ваше отношение к жизни. Упражнение выполняется письменно в течение 5—7 минут. Каждый участник зачитывает свою надпись, проводится обсуждение с помощью и при поддержке ведущего.
Упражнение 3. «Пустое место»
Половина участников сидит на стульях, другие стоят за ними, но перед одним участником никто не сидит, его задача — переманить кого-нибудь на пустое место без слов, взглядом. Если кто-то увидит приглашающий взгляд, он должен перебежать.
Упражнение 4. «Стул как проблема»
Все мы по-разному реагируем на трудные жизненные ситуа­ции. Представьте, что стул (он стоит в центре круга) — это ка­кая-то трудность, с которой надо справиться молча, без слов.
После выполнения идет обсуждение: почему отставили стул в сто­рону, перешагнули через него и т. п. Ведущий оказывает поддержку ре­бятам, которые зажаты, не могут выразить мысль точно. Упражнение подводит к выводу, который формулирует и объясняет ведущий: если обстоятельства сильнее вас, не делайте из этого трагедию: согнитесь как трава под снегом —у вас еще будет возможность распрямиться.
Упражнение 5. «Знакомство»
Представьте, что вы кандидаты для выполнения важного и от­ветственного задания. Вы перед отборочной комиссией. Чтобы она отобрала именно вас, постарайтесь рассказать о себе все самое хо­рошее, но только кратко и точно. После выполнения упражнения — обсуждение.
Анализ работы в группе: каждый продолжит фразу «Сегодня я понял...»
Ритуал окончания занятия.
После проведения цикла занятий с целью оценки эффектив­ности работы было проведено исследование коммуникативной компетентности воспитанников до проведения групповых занятий и после. Для исследования использовался «Тест — опросник ком­муникативных умений для подростков» (адаптация Ю. 3. Гильбух). Сравнительный анализ результатов показал, что качество комму­никативной компетенции воспитанников повысилось на 27,5% (количество воспитанников, выбравших правильное, уверенное поведение до начала групповых занятий — 20%, после — 47,5%). 86% подростков считают групповую форму работы по развитию коммуникативных навыков интересной и полезной. 36% воспи­танников интересует тема противостояния негативному влиянию. 64% опрошенных наиболее заинтересовала тема разрешения кон­фликтных ситуаций.
В ходе реализации Программы дети лучше узнают себя, свои сильные стороны, приобретают чувство собственного достоинства,
преодолевают неуверенность, страх, наиболее успешно реализу­ют свои возможности в поведении и деятельности, утверждаются в своих правах и собственной ценности.

 

 
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Последние новости
Погода
 
Норильск
 
Опросы

Удовлетворены ли вы содержанием нашего сайта?

Обратная связь

контакты