"Требования к информационной компетентности специалиста социальных служб" PDF Печать
Автор: Сныткина В.В., специалист по социальной работе
 
Источник:  Журнал «Лучшие научные работы студентов». г. Норильск, 2008 год (Московский государственный университет культуры и искусства) 
 
Феномен информационной компетентности специалиста социальных служб выражается в сложном, взаимообусловленном многообразии видов и компонентов, является средством, обеспечивающим сознательное решение профессиональных задач, одним из условий становления личности специали­ста-новатора. Применительно к специалисту социальных служб целесообразно использовать понятие «информационно-человековедческая компетентность», позволяющее более полно охарактеризовать особенности его профессиональ­ной подготовки и дальнейшей профессионализации.
С появлением новых информационных технологий обработки, хранения и передачи данных особое значение имеет способность специалистов самостоя­тельно получать профессионально-значимую информацию об изучаемых объ­ектах и использовать ее для решения возникающих проблем.
Реализация этой задачи требует сформированности специфических умений и навыков системно­го подхода к поисковой деятельности в сфере технических, программных средств информации. Это во многом определяет успешность преодоления барь­ера между миром человека и миром компьютеров, способствует формирова­нию информационного мировоззрения, развитию системного мышления спе­циалистов, ориентации в массе программных средств и выборе конфигурации компьютера, необходимого для решения своих задач.
Согласно теории компетентности, научение представляет собой четырех­ступенчатый процесс, подразумевающий переход от бессознательной некомпе­тентности к бессознательной компетентности, а более конкретно:
Бессознательная некомпетентность. При бессознательной некомпетент­ности вам неизвестно, что вы не знаете (или не умеете делать) что-либо. Вы на­ходитесь на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю». Возможно, вы практиче­ски не испытываете потребности или нужды в приобретении этого умения или знания и поэтому еще не осознали дефицит собственной компетентности.
Осознанная некомпетентность. При осознанной некомпетентности вы приобретаете знание о своем «незнании». Обычно это происходит вследствие появления потребности или желания совершить то или иное действие. Это ста­дия «Я знаю о том, что не знаю».
Осознанная компетентность. Для того чтобы стать осознанно компетент­ным, вам нужно пройти через обучение (либо формальное, либо неформаль­ное). Часто на этой стадии вы в точности копируете действия вашего учителя (если это вам позволяет память). В каждый момент времени вы осознаете то, что делаете, ибо вы «знаете, о том, что знаете».
Бессознательная компетентность. При бессознательной компетентности ваши знания и умения использовались столь часто, что стали «привычками».
Выполняя соответствующие действия, вы уже не испытываете нужды в проду­мывании каждого последующего шага, ибо алгоритм действия заложен в бес­сознательное (или подсознательное). Теперь вы можете сказать: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю»
Информационная компетентность специалиста занимает важное место в профессиональной области, так как специфика профессиональной деятельности на современном этапе характеризуется: умением внедрять в профессиональную область новые информационные технологии и эффективно использовать их; способностью к обобщению информационного материала и выделению главно­го в нем; умением обрабатывать графическую информацию, использовать элек­тронные таблицы, базы данных и базы знаний; пользоваться телекоммуникаци­онными средствами, а также способность совершенствовать свои знания.
К критериям требований информационной компетентности специалиста социальных служб следует отнести: умение работать с информацией (сбор, по­иск, передача, анализ); моделирование и проектирование собственной профес­сиональной деятельности; моделирование и проектирование работы коллекти­ва; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных ин­формационных технологий; использование в своей практической профессио­нальной деятельности современных информационных технологий, обеспечи­вающее увеличение производительности труда.
Идеал специалиста социальной службы - это активный, ответственный, уверенный в себе, инициативный, принимающий решения, специалист соци­альной службы, умеющий компетентность при получении большого потока информации в профессиональной деятельности. Эти характеристики относятся к специалисту, облетающему информационной компетентностью, и могут быть развиты в процессе обучения, профессионализации. Процесс формирования информационной компетентности специалиста социальной службы, включаю­щий теорию и практику разрешения профессиональных ситуаций, может и должен строиться на основе анализа их интерпретаций и возможных последст­вий, с учётом разных систем ценностей и оценки.
Для определения требований к уровню информационной компетентности специалиста социальной службы необходимо определить состав и уровень сложности решаемых задач, в ходе профессиональной деятельности, а также других сферах социальной культуры. «Компетентностные» задачи должны быть сформулированы для каждой проблемной области. Так же важно иметь представление о специфическом значении каждого банка данных. Так как, наи­большую ценность имеет не общая информация по данной проблеме, а та узкая информация, которая нужна для принятия конкретного решения.
На процесс формирования информационной компетентности существен­ное влияние оказывают внешние и внутренние мотивы изучения информацион­ных технологий: внешние - материальные стимулы (рост конкурентоспособно­сти на рынке труда региона, повышение зарплаты, повышение категории и т.д.), внутренние - мотивы личностной самореализации и профессионального роста специалиста социальной службы.
Для формирования информационной компетентности специалиста соци­альной службы необходимы универсальные информационные знания и умение работать с информационно-коммуникационными технологиями, которые необ­ходимы практически в любых видах профессиональной деятельности:
-  общие сведения об информационно-коммуникационных технологиях;
-  технология обработки текстовых документов;
-  технология работы в операционной системе;
-  технология обработки графических объектов;
-  технология обработки табличных данных;
-  Internet- технологии.
В процессе теоретического изучения и практического освоения этих тех­нологий, специалисты социальных служб выступают в роли разработчиков, са­мостоятельно добывающих и творчески конструирующих продукт познава­тельной деятельности. При этом целеполагание, планирование, принятие реше­ния и самоконтроль процесса обучения осуществляется самими специалистами.
Сложность проблемы формирования информационной компетентности за­ключается в адаптации специалистов социальной службы к быстро меняющим­ся информационным технологиям, поэтому необходимо обеспечить гибкость системы подготовки, в зависимости от различных факторов с максимально воз­можной ориентацией на индивидуальные способности обучающихся и уделить особое внимание формированию рефлексивного компонента информационной компетентности. Поэтому составляющими рефлексивно - управленческого компонента модели являются: рефлексия и саморефлексия выполнения работ на всех стадиях; текущий контроль и самоконтроль знаний; результирующая контрольно-творческая работа.
Компетентность специалиста социальной службы в сфере информации не может быть сформирована на одном, общем для всех строго заданном уровне, поэтому для оценки ее уровня необходим результативный компонент модели формирования и его составляющими являются критерии и показатели уровня формирования, которые определяют степень овладения теми возможностями, которые предоставляют информационно - коммуникационные технологии.
Обратная связь от результативного компонента модели отражает процесс контроля и оценки уровня сформированности информационной компетентно­сти субъекта требованиям, предъявляемым к нему современным информацион­ным обществом.
Основой, на которой осуществляется построение модели, является гармо­ничное единство андрагогических и дидактических принципов. Для формиро­вания информационной компетентности специалистов в процессе дополни­тельного профессионального образования, необходимым является создание комплекса организационно-педагогических условий: научно-методических, информационно-технических, кадровых, организационных.
 
Модель формирования информационной компетентности
специалиста социальной службы
 
Можно кратко сформулировать основное содержание информационной компетентности специалиста социальной службы. Современный специалист, в новом понимании этого определения, должен:
иметь достаточные навыки использования технических устройств (от мо­бильного телефона до компьютера и компьютерных сетей);
обладать способностями использовать в своей деятельности современные компьютерные информационные технологии;
уметь извлекать информацию из различных источников (как из периоди­ческой печати, так и из электронных коммуникаций), представлять ее в понят­ном виде и эффективно использовать; владеть основами аналитической перера­ботки информации и особенностями информационных потоков в своей профес­сиональной деятельности.
Проблема измерения информационной компетентности связана с пробле­мой выявления критериев и уровней ее сформированности. В настоящей работе выделены критерии, по которым можно оценить уровень развития информаци­онной компетентности специалиста социальной службы. Каждый критерий ха­рактеризуется совокупностью нескольких показателей. Степень их развития у конкретного специалиста социальной службы и будет определять его компе­тентность:
Информационный критерий характеризуется следующими показателями: интерес к работе с информацией; осознание потребностей работы с информа­ционными технологиями; знание методов работы с информацией.
Технологический: наличие информационных знаний, умений и примене­ние их в профессиональной деятельности; умение выбирать программные и ап­паратные средства для обработки данных.
Рефлексивно-результативный: включение в информационную деятель­ность; совершенствование своих информационных знаний, умений на основе самоанализа.
Приведенные критерии и показатели сформированности информационной компетентности служат исходными данными для определения уровней разви­тия этого качества у специалиста социальной службы, проходящих переподго­товку или повышение квалификации в системе дополнительного образования. Можно выделить три взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетентности: интуитивный (начальный), нормативный (достаточный), творческий (высокий). Таким образом, информационная компе­тентность развивается, переходя с одного уровня на другой, при этом ее со­стояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания компьютерных знаний и умений определенному уров­ню развития.
Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее сущностных черт, обоснование критериев и уровней ее сформи­рованности является теоретической предпосылкой для исследования тенденций и условий развития. Это позволяет более целенаправленно и эффективно орга­низовать подготовку специалистов социальных служб и значительно ускоряет процесс овладения современными информационными и коммуникационными технологиями.
Информационная компетентность специалиста социальной службы, пред­мет труда которого - информация, преобразуя её, он принимает решения, необ­ходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудия труда выступают, прежде всего, средства работы с информацией.
Рассматривая деятельность квалифицированного специалиста социальных служб, можно выделить определенные элементы информационной компетент­ности в каждом компоненте его профессиональной деятельности:
-  способность к самостоятельному поиску и обработке информации, не­обходимой для качественного выполнения профессиональных задач;
-  способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использова­нием современных коммуникационных технологий для достижения профес­сионально значимых целей;
-  готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необ­ходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в про­фессиональном труде.
Эти элементы во взаимосвязи между собой и с качествами личности спе­циалиста составляют суть требований к его информационной компетентности
Чем выше требования к уровню информационной компетентности у спе­циалиста в профессиональной деятельности, необходимой для выполнения профессиональных задач и достижения профессионально значимых целей, тем вероятнее его вступление на стезю самообразования.
Самообразование возникает на основе потребностей человека, а они реали­зуются в профессиональной деятельности, в быту, в процессе познания окру­жающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде. Человек склонен заниматься самообразованием только тогда, когда видит успехи. Самообразование является лакмусовой бумагой, выявляющей направление способностей человека. Эффективное самообразова­ние находится в прямой зависимости от глубины знания жизни, проникновения в ее сущность, понимания общественных интересов. Приобретение знаний че­ловеком тесно связано с осознанием их как средства преобразования действи­тельности, пониманием живого «смысла науки».
Нами было проведено исследование, направленное на изучение информа­ционной компетентности специалистов МУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения» (далее МУ КЦСОН) (совокупная выборка составила 50 чел.) и для сравнительного анализа, Управления социальной политики адми­нистрации г. Норильска (далее УСП) (совокупная выборка составила 50 чел.) Средний возраст участников исследования - от 26 до 45 лет, но в основном пре­обладает возрастная категория от 26 до 35 лет. Это возраст молодого конкурен­тоспособного специалиста.
Стаж работы специалистов в социальной службе от 5 лет и более, что го­ворит о достаточно сформированной профессиональной компетентности, уме­нии своевременно получать и применять необходимую информацию в профес­сиональной деятельности.
Любая организация нуждается в специалистах, обладающих информаци­онной компетентностью, чтобы вовремя предвидеть грядущие перемены, свя­занные с изменениями во внешней и внутренней среде организации. Чем боль­шей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем больше вероятность её устойчивого функционирования (самосохранения). От­сутствие в учреждении устойчивых информационных каналов, бессистемность в получении информации, её недостаточность несут убытки и неполноту зна­ний. В процессе профессиональной деятельности специалисты социальных служб применяя для решения профессиональных задач должны осваивать но­вые программы специального назначения.
Как показало исследование, в основном все специалисты МУ КЦСОН и УСП считают, что использования стандартных программ MSOFFISEтаких как Wordи Excelв процессе профессиональной деятельности обязательно, а также умеют примять их в профессиональной деятельности: создают графические презентации, работают с базами данных.
Участники исследования отмечали целесообразность использования ИТ в профессиональной деятельности, что позволяет сократить время на текущий сбор данных и обработку информации - 78,3% (МУ «КЦСОН»), 86,9% (УСП); повысить оперативность и достоверность получения информации - 56,5%) (МУ «КЦСОН»), 65,2%) (УСП); дает возможность периодического анализа информа­ции, оперативного выявления проблемных ситуаций - 43,4% (МУ «КЦСОН»), 43,5 % (УСП); сократит документооборот и дублирование информации - 39,1% (МУ «КЦСОН»), 52,2% (УСП).
По данным анкетирования видно, что специалисты социальных служб счи­тают, что проблемы информационного обеспечения в ходе профессиональной деятельности: отсутствие культуры информации - МУ КЦСОН - 4,4Уо, УСП -0,0%; отсутствие оперативности подготовки необходимых обоснованных реше­ний - МУ КЦСОН - 17,6%о, УСП - 26,1%; преобладание неполноты и незавер­шенности сведений, которые опираются на случайную информацию, интуитив­ные соображения - МУ КЦСОН - 34,8%, УСП - 30,4%; несостыкованность с информацией на других уровнях - МУ КЦСОН - 34,8%, УСП - 39,1%; слабое использование в практической деятельности - МУ КЦСОН - 34,8%, УСП -21,7%; наличие количественных показателей в ущерб качественным - МУ КЦСОН - 13,0%,, УСП - 17,4%.
Одним из оптимальных путей формирования компетентности в сфере ин­формации является создание соответствующей модели и встраивание ее в учеб­ный процесс образовательных учреждений системы дополнительного образо­вания специалистов социальной службы. Организация учебного процесса пере­подготовки и повышения квалификации не может являться прямой копией или компиляцией традиционных форм обучения. Дополнительное образование тре­бует своих особых методик преподавания, своеобразной организации учебного процесса, разнообразного методического и информационного обеспечения с учетом специфики региона, где реализуются это обучение.
Для формирования информационной компетентности, необходимы знания и умения в области универсального прикладного программного обеспечения, которые ориентированы на единый, универсальный для всех категорий пользо­вателей перечень программных средств, но предполагают различную глубину освоения того или иного средства в зависимости от специфики конкретной профессиональной среды. Универсальный характер знаний обеспечивает воз­можность их применения в различных областях профессиональной деятельно­сти, повышая профессиональную мобильность специалистов, а так же их об­щий потенциал.
Одна из центральных проблем перестройки высшей школы в совершенст­вовании содержания и технологии обучения, и, прежде всего в научной органи­зации самостоятельной работы студентов. Сегодня специалист, только окон­чивший вуз, еще не до конца отвечает перечисленным выше требованиям. Это происходит, прежде всего, по следующей причине: обучение в вузе основыва­ется на том, что педагог ставит перед обучаемыми задачи и учит их решать.
Чтобы решить эту проблему необходимо опираться на личностно-ориентированный подход, создавать личностно-ориентированные модели обра­зовательного процесса, так как именно они будут являться самыми действен­ными в системе обучения и подготовки специалиста социальной службы. Со­временный специалист социальной службы должен уметь анализировать каж­дую конкретную ситуацию, самостоятельно ставить перед собой задачи, выде­лять среди них главные и второстепенные, уметь принимать решения и выпол­нять поставленные задачи, а не ждать готовых «рецептов».
Из результатов исследования видно, что специалисты социальных служб готовы потратить на свое обучение: до 3 часов - МУ КЦСОН - 39,1%, УСП -43,5%; до 5 часов - МУ КЦСОН - 21,7%, УСП - 26,1%; затруднились с ответом - МУ КЦСОН - 39,1%, УСП - 30,4%о. Достаточно велика мотивация специали­стов на повышение уровня информационной компетентности: «Да, нуждаюсь» - МУ КЦСОН - 82,6%, УСП - 86,96%; затруднились с ответом - МУ КЦСОН -17,4%, УСП - 13%). В ответах на вопросы анкеты указаны следующие формы повышения уровня информационной компетентности: обучаясь в ВУЗе - МУ КЦСОН - 30,4%о, УСП - 21,7%; посещая курсы - повышения квалификации -34,1%, УСП - 39,1%; проходя аттестацию - МУ КЦСОН - 17,39%, УСП - 0%; посредством самообразования - МУ КЦСОН - 73,9%, УСП - 86,9%о. Причем предпочтительно повышать квалификацию без отрыва от профессиональной деятельности - МУ КЦСОН - 69,6%о, УСП - 65,2%, с отрывом от профессио­нальной деятельности - МУ КЦСОН - 26,1%, УСП - 34,8%.
Респонденты уверены, что уровень информационной компетентности дол­жен определяться: при помощи специальных тестов - МУ КЦСОН - 4,4%, УСП - 13%; при помощи тестов и анализа реально выполняемой работы - МУ КЦСОН - 87,0%, УСП - 82,6%о, путем анализа результатов профессиональной деятельности - МУ КЦСОН - 56,5%, УСП - 60,9%.
Отметим, что основным стимулом профессионального развития становит­ся более компетентное выполнение функциональных обязанностей, повышение по службе, личностный рост специалиста. Те личности, которые занимаются профессиональным самообразованием, становятся высоко образованными и полезными членами общества. Знания, приобретенные таким образом, активи­зирующее влияют на личность, формируют личностные качества специалиста, развивает его профессиональные способности, умения и навыки. Требования, предъявляемые современным обществом к информационной компетентности специалиста, становятся более высокими. Информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности может быть сформирована через непрерывность, преемственность, когда различные профессиональные за­дачи включают и востребуют знания и умения в информационно-компьютерной области.
 
 
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Последние новости
Погода
 
Норильск
 
Опросы

Удовлетворены ли вы содержанием нашего сайта?

Обратная связь

контакты