"Развитие информационно-коммуникативной культуры социального работника в процессе консультирования" PDF Печать
Автор: Бондарь В.В., директор МБУ "КЦСОН"
 
Источник: Сборник статей молодых ученых «Содружество науки и практики». г. Норильск, 2003 год (Московский Государственный университет культуры и искусства, филиал в городе Норильске)
 
В профессиональной деятельности социального работника большое зна­чение имеет непосредственное воздействие на клиента. Среди различных спо­собов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Специфика психологического консультирования состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как пра­вило, протекающем в форме доверительной беседы. Консультирование направ­лено на оказания помощи людям,испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач. Необходимым теоретическим обоснованием кон­сультирования служит представление о многоуровневой структуре общения, включая эмоциональное выражение, убеждение, информирование.
Консультирование в социальной работе отделения милосердия Комплексного центра социального обслуживания населения г. Талнаха диф­ференцировано в зависимости от проблемы, которая есть у клиента.
В работе специалисты используют различные модели консультирования. Условно их можно разбить на:
1.     Объектно - манипулятивные, в которых клиент и его затруднения принимаются как объект внешней диагностики и воздействия посредством раз­личных методик и техник с целью изменения в направлении, определенном экс­пертом-консультантом.
2.     Субъектно - феноменологические, в которых акцент делается на понимании, прояснении и изменении субъективного феноменологического мира клиента «изнутри». При этом клиент выступает в качестве главного ас­пекта, определяющего направление изменений, а консультант - в качестве фасилитатора происходящих изменений (это центрированный на человеке подход К. Роджерса, экзистенциальная психотерапия, гештальт - терапия, аналитиче­ская психология К. Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера)» [Колпачников В.В. «Индивидуальные модели консультативного процесса и психологического здоровья в консультировании» // Журнал практического психоло­га. №5, 1997-С. 18].
Далее речь пойдет в основном о психологическом консультировании, как одном из наиболее распространенных видов социальной помощи населе­нию в рамках социальной работы. Основной целью психологического консультирования в сфере социальной работы является оказание непосредственной психологической помощи клиенту.
В процессе консультирования специалистами отделения решаются сле­дующие задачи:
1.           Оценка уровня психологического здоровья и определение показа­ний к другим видам помощи.
2.           Оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиен­том проблемы.
3.           Информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования.
4.           Повышение общей психологической грамотности.
5.           Мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.
6.           Коррекция нарушенной адаптации и личностных дисгармоний.
7.           Выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Для   эффективного   проведения   психологического   консультирования
руководством Центра созданы следующие условия:
- консультации проводятся в отдельном изолированном помещении, га­рантирующем конфиденциальность, для этого специально оборудованы каби­неты, обеспечивая защищенность от шума, внешних помех, телефонных звон­ков и т. д. Интерьер укомплектован мягкой мебелью, а также столами и необхо­димые принадлежности для психологического тестирования;
- при проведении беседы социальный работник и клиент располагаются в креслах или на стульях лицом друг к другу, на небольшом расстоянии.
Практически, технология консультирования применяемая в отделении, может быть представлена следующей схемой ее проведения:
Подготовительный этап консультирования.
На данном этапе устанавливается график и очередность консультирова­ния. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, изучает личное дело, проводит предварительные беседы с официаль­ными лицами и лицами из ближайшего окружения (коменданты домов, где ра­нее проживал клиент, соседи, родственники, сослуживцы и т.д). При необходи­мости социальный работник подбирает и готовит методики для дополнительно­го психологического тестирования. В результате анализа полученной информа­ции консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиен­том.
Социальному работнику важно решить перед началом консультирова­ния следующие вопросы:
- Что я хочу получить в результате собеседования?
- Как этого добиться?
- Что нужно уметь для этого?
Основной этап консультирования - это беседа социального работника склиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных фаз, переходящих друг в друга.
Практика подтверждает, что при консультировании зачастую возникают некоторые трудности, связанные с тем, что клиент:
-  не может сам изложить суть своей проблемы. У многих невнятная дикция, плохая речь, отдельные подопечные немые, не могут правильно сфор­мулировать причины, которые привели его на консультацию;
-  неверно оценивает свои способности и имеет неадекватный уровень притязаний;
-  считает, что ему обязаны помочь, он хочет возложить свою ответст­венность за выход из кризисного состояния на социального работника.
- не верит в свои силы и отчаялся самостоятельно разрешить ситуацию.
Отметим, что при общении с подопечным отделения милосердия соци­альный работник выполняет ряд правил, касающихся этики проведения кон­сультативной беседы. Итак, основные требования к социальному работнику отделения при общении с подопечными гражданами:
1.         Соблюдение профессиональной тайны, конфиденциальности бесе­ды и результатов тестирования, если оно проводилось.
2.         Уважение к любому клиенту с любой проблемой.
3.         Сотрудничество с клиентом, социальный работник не должен быть начальником по отношению к клиенту, здесь важен подход с позиции «мы».
4.         Вежливость, приветливость, предельная корректность по отноше­нию к клиенту.
            5.         Строгость и требовательность к клиенту, социальный работник не должен идти наповоду желаний клиента.
6.         Позитивный подход к любой проблеме, необходимо постоянно от­мечать положительные черты в клиенте (но не врать), позитивные сдвиги в ра­боте с его проблемой.
7.         Умение слушать и слышать клиента.
«В консультативном процессе подопечному предоставляется право:
- на получение квалифицированной психологической помощи.
- на информированное согласие о вступлении, продолжении и оконча­нии консультативных отношений.
- на выбор консультанта.
- на нераспространение обсуждаемой личной информации.
Профессиональные и этические права и обязанности социального ра­ботника в процессе консультирования предполагают обязанность предоставить компетентную психологическую помощь, конфиденциальность, право на пере­дачу клиента другому консультанту в случае невозможности оказания компе­тентной помощи [12. С. 35-43].
В практике информационной культуры общения Центра интегрируется деловое общение и общение с клиентами.
Для повышения официально-деловой культуры общения специалиста­ми Центра разработаны и внедрены практические рекомендации. В основе об­щения с клиентами лежит информационное и групповое консультирование, которое классифицируется по проблеме клиента социальной службы на: психологическое, юридическое, экономическое, социально-гигиеническое, быто­вое и направлено на оказание помощи в решении проблем клиента.
К наиболее эффективным методам коммуникаций в процессе консуль­тирования в практике Центра относится групповая психотерапия и ее элемен­ты, которыми овладевают социальные работники в процессе практической дея­тельности, повышения квалификации, самообразования. Развитие психотера­певтических умений социальных работников проходит также в процессе спе­циально организованных тренингов.
Как обязательный компонент информационно-коммуникативной куль­туры специалистов в области социальной работы в Центре рассматривают вер­бальные и невербальные средства общения. У социальных работников форми­руются умения направленные на владение темпом речи, выдерживание пауз, тона голоса и др.
В процессе обучения используются упражнения по овладению культу­рой жестикуляции и позирования, распознаванию эмоциональных состояний, оценке и прогнозу поведения клиентов.
Немаловажное место в развитии коммуникативной культуры социаль­ного работника отводится умению слушать и быть услышанным. Этим вопро­сам был посвящен не один семинар. Данные умения формируются во многом через соблюдение правил хорошего собеседника, проведение консультативной беседы и являются важной характеристикой профессиональной компетентно­сти социального работника.
Итак, наиболее распространенной формой социальной помощи населе­нию нашего города является психологическое консультирование по оказанию непосредственной помощи клиенту, предполагающее оценку уровня психиче­ского здоровья клиента и его информирование о его психологических особен­ностях, коррекцию нарушений адаптации, активизацию скрытых ресурсов по дальнейшему развитию личности клиента и эффективному разрешению его проблем.
Гарантом достижения задач психологического консультирования вы­ступает его технологическая организация. Внедрение технологического подхо­да в практику работы Центра и отделения милосердия обеспечивают повыше­ние качества и результативности работы и основываются на развитии инфор­мационно-коммуникативной культуры специалистов.
 
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Последние новости
Погода
 
Норильск
 
Опросы

Удовлетворены ли вы содержанием нашего сайта?

Обратная связь

контакты