"Социально-педагогический подход в обеспечении защищенности детей" PDF Печать
Автор: Бондарь В.В., директор МБУ "КЦСОН"
 
Источник: «Человек культуры – в культуре мира», материалы научно – практической конференции. Март 2007 года
 
Сегодня в Большом Норильске проживает 65 тысяч детей в возрасте до 16 лет, которые воспитываются в семьях. Социальные службы города сориентированы на решение проблем детства, его защиты и поддержки. Однако не всегда их разобщенность, связанная с разноведомственной под­чиненностью, позволяет качественно и эффективно решать возникающие проблемы детей, попавших в сложные жизненные ситуации.

Региональная модель межведомственной службы социальной защиты детей выглядит следующим образом:

В условиях Норильска, в зоне особого экологического и климатогео-графического неблагополучия, проживают сотни детей и подростков, тре­бующих особой социальной помощи и заботы.

Предлагаемая модель построена с учетом реальной ситуации в ре­гионе на основе анализа содержания деятельности социальных служб с ориентацией на модернизационные процессы. Модель предполагает, что эффективность оказания социальной помощи детям зависит, прежде всего, от слаженного взаимодействия различных социальных структур.
Координатором всех государственных социальных структур в Но­рильске является Администрация города. При Администрации созданы управления, ведающее вопросами образования, здравоохранения, социаль­ной политики, внутренних дел и т.д. Однако, в структуре Администрации, отсутствует важный компонент социально-правовой защиты детей - Дет­ский комитет, который должен объединить усилия всех заинтересованных служб и организаций на разработку региональной комплексной программы социальной защиты и поддержки детства, а также обеспечить обществен­ный контроль и профессиональное вмешательство в проблемы наркома­нии, алкоголизма, асоциального поведения.
В составе Комитета должны работать квалифицированные спе­циалисты: юристы, педагоги, психологи, представители различных госу­дарственных и общественных организаций - практики в социально-педагогической деятельности. Особо важна здесь роль представителей Ко­митетов территориального общественного самоуправления (КТОС). Спе­циалисты, занятые в них, работают непосредственно в социуме. С помо­щью появилась возможность своевременного снятия социальной напря­женности: при первых же признаках ее появления в микрорайонах есть, кому уловить сигнал о неблагополучии и попытаться "загасить начинаю­щийся пожар". Специалисты в КТОСах занимаются составлением соци­альной картины микрорайонов, создают условия для досуговой деятельно­сти, оказывают социально-педагогическую помощь различным категориям населения.
Одним из базовых социальных учреждений Норильска является Комплексный центр социального обслуживания населения, в котором ра­ботает отделение психолого-педагогической помощи семье, детям, жен­щинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Отделение создано с целью оказания психолого-педагогической, социальной и иных видов по­мощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с основной целью специалисты отделения:
-         консультируют по социальным вопросам;
-         оказывают содействие в юридической и материальной помощи;
-         оказывают помощь родителям в воспитании детей и создании в семье атмосферы взаимопонимания через эффективное разрешение семей­ных конфликтов;
-         повышают психологическую устойчивость и формируют пси­хологическую культуру граждан, в первую очередь, в сферах межличност­ного, семейного и родительского общения;
-         знакомят родителей с возрастными особенностями детей;
-         оказывают психологическую поддержку и способствуют пре­дотвращению возможного эмоционального и психического кризиса у гра­ждан;
-         осуществляют патронаж семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические показатели;
-         проводят коррекционную и развивающую работу с неоргани­зованными детьми дошкольного возраста.
В социально-реабилитационное отделение для несовершеннолетних дети попадают по различным причинам: брошенные родителями, сироты, безнадзорные дети. Попав в приют, ребенок неделю проводит в приемно-карантинном отделении, прежде чем присоединиться к другим детям в общем отделении. Большую часть новичков приходится отмывать, оде­вать, откармливать. Всестороннее медицинское обследование тоже обяза­тельно. Нередко дети приносят целый   «букет» заболеваний, среди которых встречаются ВИЧ, сифилис, хронические простудные заболевания. Но едва ли не самую не обходимую помощь оказывает детям психолог.
Пока ребенок сдаёт всевозможные анализы, а медики изучают со­стояние его здоровья, специалисты КЦСОНа выясняют ситуацию в семье и собирают документы. Случается, что у ребенка нет свидетельства о рож­дении и приходиться восстанавливать документы.
Многие воспитанники приюта только здесь начали учиться, хотя должны были пойти в школу гораздо раньше. В центре стараются «навер­стать» упущенное. Ученики начальной школы занимаются в стенах центра, старшеклассники учатся в средней школе № 20, куда ходят в сопровожде­нии специалистов по социальной работе.
В приюте дети занимаются музыкой, декоративно-прикладным ис­кусством, учатся работать с компьютером, физически развиваются с по­мощью тренажёров. Малыши с удовольствием проводят время в зале с иг­рушками, который здесь называют «Лимпопо».
Идеальным вариантом было бы создание при детском приюте служ­бы экстренной помощи детям, оказавшимся в ситуации, когда их жизни, физическому, психическому, нравственному здоровью грозит реальная опасность. Это те ситуации, когда дети вынуждены уйти из дома (некото­рые не могут сделать этого самостоятельно), в случае применения к ним различных форм насилия, когда дети попадают в криминогенную ситуа­цию. Такая служба должна располагать телефоном, отрядом спасения для выезда по сигналу, социальными работниками, психологами для круглосу­точного дежурства. Телефон и адрес этой службы необходимо широко рекламировать. В каждом детском садике, школе, ПТУ они должны быть вывешены на видном месте. Воспитатели, учителя, преподаватели обязаны информировать о них детей.
Необходимо позаботиться и о бездомных детях, им тоже требуется помощь. Основными направлениями ее могут быть следующие:
-создание пунктов помощи детям, обеспечив эти учреждения вра­чом, психологом, наркологом, дефектологом, психотерапевтом;
-повышение ответственности родителей за детей, для чего детей еще в школе необходимо готовить к тому, что они будут родителями, у них будут свои дети, которых надо будет воспитывать, нести за них ответст­венность. Возможно, надо внести соответствующие поправки в законода­тельство, предусмотрев уголовную ответственность родителей за неис­полнение ими своих обязанностей;
-совершенствование системы детских домов. В настоящем их виде они не пользуются у детей не только любовью, но и симпатией. Детские дома в их современном виде выступают скорее как учреждения для про­живания детей. Не выполняют они и другой своей задачи - подготовки де­тей к жизни;
-детские дома должны быть взяты под контроль, например, попечи­тельских советов, в состав которых войдут предприниматели, спонсоры и просто добрые люди, а не только государственные чиновники;
- привлечь внимание церкви, творческих союзов к оказанию помощи детям;
-пересмотреть отношение милиции и МВД к проблеме этих детей. Ведь в настоящее время сбежавшего из дома или детского дома ребенка направляют опять туда же. В большинстве своем дети убегают от асоци­альных родителей, а в результате через некоторое время оказываются опять там же. Довольно сложно предположить, что к ним после побега бу­дут относиться лучше. Их положение, скорее всего, ухудшится;
- в большей степени надо использовать такую систему, как усынов­ление этих детей. Однако к такому решению проблемы следует относиться с осторожностью — может найтись множество людей, которые захотят ис­пользовать таких детей, например, как дешевую рабочую силу в сельской местности или заставят их заниматься попрошайничеством в городе. По­мочь бездомному ребенку могло бы и иностранное усыновление. Однако нередко под его видом происходит торговля детьми. В России до сих пор нет соответствующего закона, не определено, кто может заниматься усы­новлением детей. По некоторым данным, в России действует не менее 1 тыс. подпольных фирм и частных посредников, которые за большие деньги «достают» иностранным родителям детей из домов ребенка, детдомов, приютов. Все эти организации не имеют лицензий, а следовательно, не­возможно проследить, что будет с усыновленным ребенком, куда он будет отправлен и зачем. Действительно ли он будет усыновлен?
-помощь бездомным детям в образовании. Наша система образова­ния едина для всех. Дети, пожившие на улице, ее требований выдержать не могут; в результате все они оказываются без образования, профессиональ­ной подготовки и как следствие — без работы. Для бездомных, беспризор­ных детей также должны создаваться специальные школы, учитывающие их специфику и особенности;
-необходим новый подход к подготовке кадров для работы с без­домными детьми. Не каждый воспитатель и педагог — может и должен работать с бездомными и беспризорными детьми. Нужны специально под­готовленные работники, знающие специфику и особенности этих детей и умеющие обращаться с ними.
- Сегодня возрастает количество детей, совершающих преступления, причем некоторые из них делают это неоднократно. Проблемами преступ­ности подростков занимается ОППН, детприемник (который рассчитан на временное содержание детей, совершивших правонарушение, ушедших из семьи, до их дальнейшего определения в другие воспитательно-исправительные или образовательные учреждения), службы участковых инспекторов. Все они входят в ведомство УВД.
Информационно-аналитический материал о состоянии преступности несовершеннолетних города Норильска показывает значительное сниже­ние подростковой преступности в период с 2003 по 2006 год. Для более плодотворных результатов, необходимо, чтобы правоохранительные органы сотрудничали с другими организациями города, принимали самое ак­тивное участие в деятельности детского комитета и в разработке регио­нальной программы социальной защиты детей и подростков.
Отдел молодежной политики (служба профилактики наркомании) оказывает экстренную психологическую помощь населению в круглосу­точном режиме; осуществляет информирование о действиях и последстви­ях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, со­путствующих заболеваниях.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав имев! следующие направления работы:
- выявление детей, находящихся в социально опасном положении;
-содействие несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов, оказание им помощи во всех сферах жизнедеятельно­сти;
-подготовка материалов в суд по вопросам защиты прав несовер­шеннолетних;
-личные приемы несовершеннолетних, родителей (лиц, их заме­няющих), рассмотрение жалоб, заявлений граждан и должностных лиц.
Комиссия подчиняется напрямую главе города, в ее состав входят представители управления образования, милиции, отдела опеки, управле­ния социальной защиты, центра временной изоляции. Основные функции -профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолет­них и защита их прав. Также комиссия является для детей и подростков органом административной юрисдикции, так как они в силу своего возрас­та не отвечают перед законом, но безнаказанными правонарушителей ос­тавлять нельзя, поэтому комиссия призвана рассматривать проступки и применять воспитательные меры. Хотя порой эти меры в большей степени касаются родителей, нежели их отпрысков. Бич нашего общества - небла­гополучные семьи. И большинство несовершеннолетних правонарушите­лей вырастает именно в таких нездоровых «ячейках общества». Поэтому, когда ребенок попадает на комиссию, там в первую очередь рассматрива­ется ситуация, сложившаяся в его семье.
С каждым годом растет количество родителей, подвергающихся ме­рам административного воздействия за то, что уклоняются от выполнения своих родительских обязанностей, за привлечение несовершеннолетних к аморальному образу жизни: употреблению наркотиков, ранней проститу­ции, пьянству и так далее.
За период с 2003 по 2006 год произошел существенный спад количе­ства подростков, задержанных в состоянии алкогольного опьянения. Как правило, чаще пить начинают те дети, в семьях которых, спиртным зло­употребляют родители.
В целях профилактики безнадзорности комиссия проводит регуляр­ные рейды по местам (чаще всего это гостинки и общежития), где собира­ются подростки. Проверяются торговые точки с целью выявления случаев реализации алкогольных напитков несовершеннолетним.
Защита интересов несовершеннолетних - основная функция комис­сии, поэтому она занимается и такими вопросами, как трудоустройство ро­дителей (здесь активно помогает Центр занятости населения) и помощь в определении на учебу самих детей. Проверяются учреждения, где трудятся подростки, на предмет соблюдения их прав, условий труда. В школах и других образовательных учреждениях проверяется состояние воспитатель­ной работы, в интернатах - условия содержания детей.
В отделе опеки и попечительства несовершеннолетних управления образования ведется статистическая аналитическая работа, формируется банк данных по норильским семьям и детям, требующим особого педаго­гического внимания. Информация поступает из общих и профессиональ­ных образовательных учреждений, КТОСов, комиссий по делам несовер­шеннолетних всех городов региона.
Центры внешкольной работы также работают по созданию условий для самореализации личностного роста подростков, для развития мотива­ции школьников к познанию и творчеству, их профессиональному самооп­ределению; обеспечение целенаправленного воздействия на детей и роди­телей; осуществление взаимодействия семьи и социума. Основные на­правления работы центров:
-социально-педагогическая работа в микрорайонах с различными категориями населения: с неблагополучными семьями, семьями риска; с детьми и подростками девиантного поведения; с семьями, имеющими де­тей с ограниченными физическими возможностями; с пожилыми людьми, ветеранами войны и труда.
-работа с различными учреждениями и организациями: школами, социальными службами города, учреждениями здравоохранения и др.
-творческо-исследовательская работа - проведение праздников в микрорайоне, диагностика семей и др.
-осуществление воспитательной работы с детьми и подростками, молодежью из числа «группы риска» в творческих объединениях и по мес­ту жительства.
-содействие в реабилитации и адаптации к жизни в сложных соци­ально-экономических условиях современного общества через образова­тельные программы, совместная досуговая деятельность.
Услуги, оказываемые социально-педагогической и психологической службами Центров внешкольной работы:
1.        Психокоррекция детей и подростков.
2.        Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания.
3.        Подготовка детей дошкольного возраста к школе.
4.        Комплексное консультирование родителей, детей, подростков специалистами: врачом-наркологом, врачом-педиатром, психологом, ин­спектором по охране и защите прав ребенка, социальными педагогами.
5. Коррекционная работа с детьми с ограниченными физически­ми возможностями средствами изобразительной деятельности.
Служба дополнительного образования включает следующие направ­ления творческих объединений, декоративно-прикладное творчество, ху­дожественно-эстетическое направление, коррекционное направление, обу­чающее направление.
Таким образом, развитие социально-педагогической работы в мик­рорайоне предполагает постепенный переход к созданию центров соци­альной педагогики и социальной работы как государственно-общественной комплексной межведомственной службы социальной под­держки детей. Основная роль в этой работе отводится социальному педа­гогу, который в сотрудничестве со специалистами учреждений образова­ния, культуры, спорта, социальной защиты выполняет функции социаль­ной диагностики, социальной анимации, социальной терапии, социальной реабилитации, коррекции, социальной профилактики, социального анали­за, проектирования, прогноза, осуществляя, таким образом, образователь­но-воспитательную и оздоровительную функцию социальной педагогики.
Основным субъектом системы социальной защиты ребенка является социальный педагог. В своей практической деятельности он выполняет различные социальные роли, причем его характеризует умение выступать в различных ролях, что определяет уровень его профессиональной компе­тентности. Социальный педагог - это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью и социальными службами и организациями, при­званными заботиться о людях.
По своему профессиональному назначению социальный педагог стремится, по возможности, предотвратить проблемы, своевременно вы­явить и устранить причины, порождающие их, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведе­нии личности, и, тем самым, оздоровить окружающую микросреду. В со­циально-педагогической профессии, ориентированной на деятельность в учреждениях социального профиля, выделяют ряд специальностей: семей­ный социальный педагог, социальный педагог аниматор, социальный педа­гог логопед, социальный педагог по работе с девиантными подростками, социальный педагог по работе с детьми-инвалидами, социальный педагог геронтолог, школьный социальный педагог.
Сегодня не нужно доказывать значимость и необходимость социаль­ного педагога в структуре образовательных учреждений. Существует два подхода к его работе: социальный педагог сотрудничает со школой, или он является ее штатным работником. Социальный педагог играет главную роль в реализации плана социально-педагогической работы в школе.
В отличие от учителя предметника, место социального педагога в школьном клубе, в секции, в «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где необходима его помощь и содействие ребенку.
Он выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это - неус­певающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алко­голю. Чаще всего они стоят на учете в комиссии по делам несовершенно­летних. А также это дети одаренные.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы ра­зобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае — научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но и в том и дру­гом случае от социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы. Он координирует работу педа­гогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей соци­альной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом клима­те в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи.
Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исклю­ченным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь ос­воиться в новом коллективе, следит за детьми-дошкольниками, все ли при­ходят в школу по выходу из детского сада, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные школьные завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.
Опыт работы социального педагога в школе широко распространяет­ся, но было бы ошибочным сводить функции социального педагога к дея­тельности лишь в рамках образовательного учреждения. Главной сферой его деятельности является социум.
В Норильске сложилась практика работы социальных педагогов в Комитетах территориального общественного самоуправления. Целевой ориентацией их деятельности в процессе общей модернизации системы социальной защиты детей является формирование здоровых, воспитываю­щих, гуманных отношений в социуме; обеспечение социально-педагогической направленности деятельности различных социальных служб и благотворительных организаций, выступая координатором их дея­тельности; посредническая миссия между детьми и взрослыми, семьей и обществом.
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя осуществляется в следующих направлениях:
- взаимоинформация о конкретном ребенке, его проблемах, здоровье, интересах, условиях семейного воспитания;
- совместная работа по планированию воспитательной работы с деть­ми и родителями, оказание помощи семье, использованию ее воспитатель­ного потенциала, совместное проведение родительских собраний, консуль­таций, внеклассных и внешкольных дел;
- совместный анализ результатов проделанной работы.
Важное место занимает работа с ребенком, который преждевремен­но и необоснованно бросает учебу в школе. Совместно со школой соци­альный педагог выявляет находящихся на грани кризиса детей и предупреждает их негативные поступки, убеждает их в необходимости получения образования. Находят оптимальные варианты для ребенка дальнейше­го обучения в данной школе, перевод в другую школу, в школу рабочей молодёжи, школу социальной реабилитации, специнтернат.
Социальный педагог организует просветительскую и профилактиче­скую работу в школе, привлекая узких специалистов (медиков, психоло­гов, наркологов, юристов и пр.) по пропаганде здорового образа жизни, формированию культуры сексуального и репродуктивного поведения, эти­ки семейно-брачных отношений. Сегодня школа больше занята образова­тельным процессом и мало уделяет внимания формам взаимодействия с родителями.
В работе с семьей социальный педагог выполняет роль посредника в системе взаимодействия ребенка, семьи, общества. В процессе диагности­ки дифференцирует выявленные проблемы и "выводит" их на решение специалистов-профессионалов различного профиля. Он взаимодействует со специалистами различных социальных служб, учреждений в оказании необходимой социальной помощи детям, нуждающимся в опеки и попечи­тельстве, трудоустройстве, лечении, психокоррекции и других видах соци­альной помощи.
Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме, по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты и гуманизма, милосердия.
Опираясь на приоритет семьи в социальном формировании и разви­тии ребенка, социальный педагог не подменяет семью, а активно вовлекает всех ее членов в социальную деятельность, направляет свои усилия на ра­боту вместе с семьей, тем самым, укрепляя и развивая ее социальные функции. Он использует индивидуальные методики работы с семьями, ну­ждающимися в особой помощи (семьи "группы риска", многодетные, не­полные, семьи с детьми-инвалидами и т.д.).
Социальный педагог организует разносторонние формы социально-педагогической поддержки семье:
-родительские лектории по вопросам воспитания детей, о роли ро­дителей в воспитании детей, воспитание трудного ребенка, воспитание де­тей с физическими и умственными отклонениями, подготовка ребенка к школе, эстетическое, религиозное, половое воспитание ребенка;
- консультации по проблемам семейного воспитания;
-школы открытого типа - "Молодой матери", "Молодой семьи", "Школу отца", "Школу народной педагогики";
- организует различные виды совместной деятельности родителей и детей в микросоциуме (общественно-трудовая деятельность по благоуст­ройству микрорайона, культурно-массовые и спортивные мероприятия и т. д.) с привлечением различных учреждений и общественных организаций;
- проводит встречи, семинары, родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания;
- обеспечивает общественное признание и общественную поддержку социально перспективным семьям, с этой целью использует СМИ (публи­кации в печатных изданиях, передачи на радио и телевидении);
-в случае если семья оказалась в затруднительных обстоятельствах (безработица, потеря одного из членов семьи, инвалидность и т. д.), соци­альный педагог привлекает внимание к ней специалистов Центра занято­сти, Собеса, так же различных общественных, благотворительных, религи­озных организаций для оказания помощи (в поисках новой работы, оформ­лении документов на получение пособий по безработице, устройстве детей в дошкольные учреждения и др., содействие в организации летнего отдыха детей, информирование родителей о социальных льготах, предоставлен­ных государственными и местными властями для улучшения материально­го положения ребенка, порядке их получения, оказание материальной по­мощи в виде продуктовых наборов и вещей и др.).
При выявлении асоциальных семей социальный педагог устанавли­вает контакт с органами здравоохранения, образования по вопросам обес­печения здоровья и воспитания детей в этих семьях; с органами внутрен­них дел для решения вопросов о принудительном лечении родителей, зло­употребляющих алкоголем, наркотиками, а также для принятия к ним мер воздействия; с ЦС для устройства, в случае необходимости в дома ребенка, интернаты, передачи в благополучные семьи детей из семей, в которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, имеет место асоциальное пове­дение родителей.
Сегодня на фоне сокращения внешкольных детских учреждений и исчезновения детских общественных организаций все больше детей ока­зывается предоставленными сами себе. Естественное стремление детей к активному общению со сверстниками реализуется в дворовой, подвальной подростковой стихии, что усугубляет криминальную обстановку. В сло­жившейся ситуации социальные педагоги организуют различные виды деятельности в социуме (спартакиады микрорайона, соревнования дворо­вых команд, культурно-досуговые мероприятия, дискотеки, игровые про­граммы и т. д.).
Для организации профилактической работы с детьми и подростками в КТОСах работают социальные педагоги, социальный работник, органи­затор физкультурно-оздоровительной работы. Они занимаются воспитательно-профилактической работой с детьми и подростками и с другими ка­тегориями населения; привлечением жителей к культурно-досуговым ме­роприятиям; обучением здоровому образу жизни; оказывают содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайонам семьи, трудовых коллективов, школы, микросоциума, учреждений культу­ры, спорта и т.д.
Число брошенных детей растет год от года, поэтому тревожная ста­тистика социального сиротства ставит вопрос о незамедлительном откры­тии в городе Приюта для детей и подростков, утративших семейные, род­ственные и другие позитивные связи или отказавшихся жить в семье, в детском учреждении, оставшихся без попечения, постоянного места жи­тельства и средств к существованию, либо подвергшихся любым формам физического или психическою насилия. В приюте дети получают времен­ное проживание, бесплатное питание, консультации специалистов (психи­атра, психолога, сексолога, нарколога, юриста, педагога), необходимую социальную защиту, медицинскую помощь. Им должны создать условия для учебы и отдыха. Задача приюта не только приютить обездоленных де­тей и создать для них все условия, но и содействовать возвращению детей в их семьи после снятия всех конфликтных ситуаций, или же определению ребенка в попечительскую семью, дальнейшему его трудоустройству и решению жилищной проблемы.
Итак, сотрудничая со школой, социальные педагоги выступают в ро­ли независимого эксперта в разрешении конфликтных ситуаций между учителем и учеником, школой и родителями; помогают родителя и школь­никам в нормализации отношений со школой, определяют зоны сотрудни­чества, механизмы взаимодействия, осуществляя тем самым социально-педагогический подход в организации воспитания детей.
 
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Последние новости
Погода
 
Норильск
 
Опросы

Удовлетворены ли вы содержанием нашего сайта?

Обратная связь

контакты