Технологии восстановления детско-родительских отношений PDF Печать
Психосоциальные технологии
 
Одна из основных задач специалистов социального приюта для детей и подростков прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защитить права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи. Реализация этой задачи требует от специалистов  приюта активного поиска мер, направленных на эффективное содействие семье в восстановлении ее воспитательной функции и социального здоровья. 
Работа по разрешению проблемных ситуаций ведется и с родителями, и с детьми одновременно. Серьезное внимание уделяется диагностике.  Оценивается состояние членов семьи; анализируется подтекст взаимных жалоб; проводится анализ конфликтов, побуждая родителей и детей к активному самоанализу проблем. Диагностическая работа с родителями включает в себя индивидуальную беседу, так как этот вид деятельности знаком родителям и вызывает наименьшее сопротивление. Также родители заполняют опросники. Одним из доступных методов является наблюдение. Для наблюдения выбираются ситуации, в которых отражаются взаимоотношения ребенка с родителями, способы принятого у них обращения друг с другом. Достаточно выразительно все это проявляется во время посещений родителями социального приюта.
Диагностическая работа с ребенком проводится по стандартной схеме. Это индивидуальная беседа, тестовые и проективные методики для выявления личностных особенностей и эмоционального состояния ребенка, а также его восприятия своей семьи и семейной ситуации. По результатам диагностики составляются индивидуальные программы реабилитации.
В работе с родителями и детьми выделяются две области взаимодействия: групповая и индивидуальная.

Индивидуальная работа с семьей предполагает несколько этапов:
- установление контакта с членами семьи;
- выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;
- определение плана вывода семьи из трудной ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки, стимулирование родителей к самопомощи;
- патронирование семьи.
Стимулирование семьи к самопомощи предусматривает активизацию ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройки взаимоотношений с детьми, проведения лечения, помогающего родителям ослабить алкогольную или наркотическую зависимость.
Педагогически несостоятельные семьи нуждаются в коррекции целей и методов воспитания. В ходе психологического консультирования и коррекции, родителям предлагаются для сравнения карточки с методами и приемами семейного воспитания, в качестве так называемого эталона. Это позволяет им обнаружить собственные ошибки и повысить педагогическую грамотность. Важно приобщить их к психолого-педагогической литературе, убедить в необходимости более глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей, характера отношений с другими детьми. С этой же целью  предлагаются тематические буклеты: «Детско-родительские раздоры», «Личность матери», «Воспитание без наказания», «Знает ли ваш ребенок о вашей любви к нему?» (из цикла «Семья … Как много в этом слове»).
В коррекционных занятиях успешно используются арт-техники и телесно-ориентированная терапия. Такое сочетание методик позволяет наиболее полно раскрыть те возможности, которые помогают устранить недостаток коммуникативной активности и компетентности родителей в области взаимодействия с ребенком дошкольником.
Многим родителям сложно в короткий срок изменить свою манеру, тон, стиль общения с детьми. Поэтому включаем их в группы социально-психологического тренинга. Применяется «Адресная программа коррекции недостатков семейного воспитания», направленная на профилактику и коррекцию дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания. Группы формируются по сходным признакам типичных трудностей и проблем. Программа реализуется посредством применения следующих психологических технологий: психологические упражнения, психогимнастика, элементы драматизации, дискуссии, обсуждения, беседы, ролевые игры.
Определение достигнутых результатов каждым родителем осуществляется с помощью опросника. В ходе реализации программы: повышается уровень социально-психологической и педагогической компетентности; родители овладевают способами позитивного общения, взаимодействия с ребенком; родители преодолевают стереотипы своего поведения, получают психологическую и эмоциональную поддержку.
В ходе групповых занятий с младшими школьниками и дошкольниками у них вырабатываются навыки общения, принятия решения, формируются доверие и позитивные взаимоотношения с окружающими, развивается самоуважение. Учим детей распознавать и выражать свои чувства, управлять своим эмоциональным состоянием, справляться со стрессом, тревожностью, страхами.
 Также проводятся сеансы релаксации, основной задачей которых является достижение полного расслабления мышечной и нервной системы, что способствует снижению нервно-психического напряжения и личностной тревожности.
Эффективны в этом возрасте методы арттерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, использование методов цветового  игротренинга.
Психокоррекционная работа с подростками проводится в режиме тренинговых занятий. Упражнения и игры, включенные в тренинг, носят дискуссионный характер.
С детьми проводится профилактическая работа, которая включает беседы с целью ориентации детей на то, чтобы находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой момент смогли бы обратиться за помощью в социальный приют, где им будет оказана медицинская, психологическая, социальная помощь. 
 
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Последние новости
Погода
 
Норильск
 
Опросы

Удовлетворены ли вы содержанием нашего сайта?

Обратная связь

контакты