Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних PDF Печать
Технология «Психолого-педагогическая диагностика»
 
Целевая группа: воспитанники социального приюта для детей и подростков в возрасте от трех до восемнадцати лет, а так же члены их семей.
Цель: изучение индивидуально-психологических свойств личности и ее функционирования, выявление проблем развития с последующим системно-структурным анализом диагностических данных для проведения индивидуальной коррекционной работы..
Осуществление психолого-педагогической диагностики начинается с определения репертуара конкретных методик для решения конкретных практических задач в рамках алгоритма «10 дней», начиная с момента поступления ребенка в социальный приют и с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей:
1 день: Первичная беседа. Определение психоэмоционального состояния.
2 день: Выявление «проблемных зон» развития личности (страхи, тревожность, агрессивность, негативизм, девиации и т.п.).
3 день: Характеристика эмоционально-аффективной сферы и поведенческих особенностей. Составление «первичной психологической характеристики».
4 день: Выявления характера внутрисемейных взаимоотношений и особенностей личности ребенка.
5 день: Изучение познавательной сферы.
6 день: Выявление интересов и художественных наклонностей.
7 день: Мотивационная направленность и межличностные отношения.
8 день: Выявление психологических синдромов (инфантилизм, СДВГ и пр.)
9 день: Анализ полученной информации, подведение итогов, составление социально-психологического заключения.
10 день: Разработка индивидуальной программы социальной реабилитации на основе результатов психодиагностики.
С целью контроля результативности проводимых в дальнейшем реабилитационных мероприятий в последующем проводится повторная психодиагностика с интервалом 1 месяц, затем – каждые три месяца. Мониторинг получаемых данных позволяет сделать вывод о наличии и характере изменений свойств личности, поведения, функционирования и т.д., отслеживать их тенденцию.
 
Технология «Социально-педагогическая диагностика»
 

Целевая группа: воспитанники социального приюта для детей и подростков от 3 до 18 лет.
Цель:определение степени социальной дезадаптации поступивших воспитанников социального приюта.
Данная технология позволяет осуществитьтщательное изучение личности несовершеннолетнего, что сделает более целенаправленным любое воспитательно-реабилитационное воздействие и повысит вероятность получения ожидаемого реабилитационного эффекта. Статистический и качественный анализ поступающих несовершеннолетних позволяет спрогнозировать задачи ближайшего будущего и вовремя подготовиться к их решению.
Для проведения диагностики мы выбрали следующие методы:
·        Наблюдение;
·        Тестирование;
·        Анкетирование.
Педагогическое исследование проводится при поступлении ребенка в приемном отделении  по следующим блокам:
1.  изучение особенностей познавательной и учебной деятельности;
2.  изучение сферы интересов;
3.  изучение отношения к здоровому образу жизни;
4.  изучение коммуникативной сферы;
5.  изучение сформированности социально-бытовых навыков;
6.  изучение эмоционально-личностной сферы.
Содержание каждого блока соответствует возрастной периодизации, сенситивным периодам развития, ведущей деятельности и зонам ближайшего развития детей.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, мы получили систему педагогической диагностики по трём возрастам:
младший (3-7) возраст является сенситивным для развития мелкой моторики рук, развития речи, восприятия; ведущей деятельностью – игровая;
средний (8-13 лет) является сенситивным для овладения учебными знаниями, умениями, навыками; ведущая деятельность – учебная; зона ближайшего развития – расширение сферы общения и видов деятельности;
старший (14-18 лет) является сенситивным для овладения коммуникативными навыками, профессионального самоопределения, ведущая деятельность – общение со сверстниками; зона ближайшего развития – социальная адаптация, вхождение во взрослую жизнь.
Полученные результаты диагностического исследования являются основанием для составления индивидуальной программы развития ребенка по коррекции, развитию и реабилитации, выбора воспитательных средств, рекомендаций по их применению.
 
 
Технология «Комплексное планирование социально-реабилитационной работы с воспитанниками социального приюта для детей и подростков»
 
Целевая группа: воспитанники социального приюта для детей и подростков от 3 до 18 лет.
Цель: координация воспитательного и коррекционного воздействия на воспитанников социального приюта, систематизация коррекционно-развивающих занятий.
В сети планирования выделены приоритетные направления в работе, связанные с реабилитацией, коррекцией и развитием личности воспитанников. Предусмотрена ежедневная работа над определенными параметрами личности детей, изложенная в форме таблицы. Содержание плана включает в себя последовательную, поэтапно формирующуюся систему навыков, умений, способов продуктивного общения в отдельно выделенном направлении деятельности воспитанника. Причем для разных возрастных групп недельная сетка занятий меняется в зависимости от тех слабых сторон, которые в большей степени не сформированы, и от работы которых зависит успешное продвижение ребенка по траектории социально-реабилитационного маршрута. Комплексное планирование социально-реабилитационной работы с воспитанниками позволяет выстроить упорядоченную систему коррекционно-развивающего сопровождения процесса реабилитации ребенка, подростка.
В рамках плана в приюте реализуется ряд программ, разработанных с учетом возрастного психического развития воспитанников по следующим направлениям: оздоровление системы межличностных взаимоотношений; распространение среди воспитанников психологических знаний; восстановление социального статуса детей в группе сверстников по месту учебы; снятие психотравмирующих ситуаций среди ближайшего окружения; подготовка к самостоятельной жизни; профессиональная ориентация подростков; профилактика асоциального поведения, наркомании, алкоголизации, табакокурения; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи.
 
Технология «Психолого-коррекционная работа»
 
Целевая группа: воспитанники социального приюта для детей и подростков в возрасте от трех до восемнадцати лет, а так же члены их семей.
Как вид психологической помощи психокоррекционное влияние имеет определенную цель – исправление (усиление/ослабление/повышение или снижение и т.п.) тех особенностей психического развития личности, которые не позволяют ей реализовать оптимальную модель функционирования, мешают полноценному  вхождению в социальный мир.
Сущностью психокоррекционного воздействия является возможность формирования у человека психологических качеств, повышающих его социализацию и адаптацию к изменяющимся жизненным условиям.
Содержание коррекционного процесса в отношении детей может быть направлено на:
1. Эмоциональное недоразвитие;
2. Сниженную познавательную активность;
3. Слабость воли и мотивации;
4. Отклоняющееся поведение;
5. Нарушения  процесса межличностного общения.
 
В работе с родителями психолого-коррекционные меры способствуют:
1. Повышению родительской ответственности за жизнь, здоровье собственного ребенка;
2. Усилению родительского авторитета и уверенности;
3. Расширению воспитательной компетентности;
4. Обогащению знаний в сфере индивидуальных и возрастных особенностей собственного ребенка.
 
Психолого-коррекционная деятельность осуществляется по двум каналам воздействия (две базовые группы методов):
1. Методы усиления регулирующих функций психики (повышение самоконтроля, улучшение саморегуляции, усиление стрессоустойчивости и т.п.).
2. Методы нормативно-ценностной коррекции, направленные на выработку оптимальных навыков поведения (принятие ценностей здорового образа жизни, установок социально одобряемого поведения, бесконфликтного общения, эффективного группового взаимодействия и т.п.)
Применяются следующие подходы: поведенческий, деятельностный, психоаналитический, гештальт, психодрама, психосинтез, трансперсональный подход и др.
  
Технология «Психолого-педагогическая реабилитация» (ППР)
 
Целевая группа: воспитанники социального приюта для детей и подростков в возрасте от трех до восемнадцати лет, а так же члены их семей.
Психологический дефект как чувство ущербности, неполноценности, недостаточности психической деятельности, невозможности эффективной самореализации, неумение использовать собственные внутриличностные резервы для преодоления жизненных трудностей относится к одним из основных признаков неблагополучного развития личности.
ППР решает задачи раскрытия внутреннего потенциала или активизации компенсаторных механизмов с целью сохранения психического здоровья и обеспечения полноценной деятельности.
В первую очередь ППР носит восстановительный характер, т.е. восполняет утраченные свойства за счет регулярных психологических упражнений в основном эмоциональной, мотивационной и волевой направленности.
Приоритетным способом воздействия методов ППР является стимуляция психического развития и усвоения необходимых навыков. Воздействие может быть направлено на:
1. Область чувств;
2. Стереотипы поведения;
3. Свойства характера;
4. Стили деятельности;
5. Самоопределение;
6. Систему ценностей;
7. Способы коммуникации;
8. Иерархию мотивов и т.п.
 
Содержание ППР включает в себя в первую очередь психотерапию (АРТ-техники, визуализации, музыкотерапии, аутогенные тренировки, песочная терапия и т.д.), так же применимы техники психокоррекционной группы, развивающие и формирующие методики.
 
Технология «Мониторинг динамики развития воспитанников социального приюта в коррекционно-реабилитационном процессе»
 
Целевая группа: воспитанники социального приюта для детей и подростков от 3 до 18 лет.
Целью использования данной технологии является повышение эффективности социальной коррекции и социальной реабилитации воспитанников социального приюта для детей и подростков в рамках социально-педагогических услуг.
Для эффективной работы по социальной коррекции и социальной реабилитации воспитанников необходимо постоянное отслеживание промежуточных результатов динамики по развитию, коррекции и реабилитации личности воспитанников. Перед нами ставятся задачи изучения социально-педагогической диагностики для определения степени социальной дезадаптации несовершеннолетних, принимаемых на обеспечение в социальный приют для детей и подростков;  и на ее основе систематизация  результатов изучения индивидуальных психических особенностей развития личности несовершеннолетнего по основным критериям, учитывающим возраст воспитанника.
Кроме этого для дальнейшей работы с несовершеннолетним необходима оценка эффективности применяемых воспитательных, коррекционных и реабилитационных методов и технологий в коррекционно-реабилитационном процессе воспитанников на основе результатов мониторинга.
Мониторинг динамики развития воспитанника в коррекционно-реабилитационном процессе распределен на 6 основных этапов и рассчитан на пребывание воспитанника в приюте до разрешения трудной жизненной ситуации. Первый  этап проведения  мониторинга наступает на 5-ый день пребывания воспитанника в социальном приюте, следующий наступает через месяц, а дальнейшее отслеживание динамики развития несовершеннолетнего  происходит с периодичностью 1 раз в три месяца.
С одной стороны, систематическое отслеживание динамики коррекции, реабилитации обусловлено требованиями к качеству социально-педагогических и социально-психологических услуг. С другой стороны, только объективная оценка на основе тщательных измерений и сравнения степени социальной дезадаптации несовершеннолетнего на входе и на выходе из коррекционно-реабилитационной системы позволит нам сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Мониторинг, разработанный на основе социально-педагогической диагностики, позволяет в полной мере и объективно судить о динамике в развитии личности воспитанников в процессе воспитательного, коррекционного и реабилитационного процесса. Проводимый по одним и тем же критериям и параметрам мониторинг,  позволяет сравнивать результаты нескольких сходных периодах и делать выводы об эффективности применяемых реабилитационных методов и технологий.
 
Технология   «Формирование образа профессионального будущего подростков»

Профессиональное самоопределение – это осознанный самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате понимания своих внутренних ресурсов (желаний, врожденных способностей, предпочтений), умение соотнести их с требованиями профессии. Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.                         
Цели программы: способствовать формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения  в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями.                                                                                        
Задачи программы: освоение участниками группы навыков самостоятельного и ответственного выбора профессии; формирование образа своего профессионального будущего; расширение информированности о многообразии профессионального труда; повышение уровня ориентации в мире профессионального труда.                                 
Возрастные критерии участников: подростки от 14 до 17 лет.                                  
Формы и методы работы: групповая работа, анкетирование, элементы индивидуальной работы, групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы).                                                   
Реализация данной программы позволит: повысить мотивацию молодежи к труду; обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
 
Технология «Формирование навыков здорового образа жизни подростков»
 
Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях. Эффективная работа педагогов, социальных педагогов, психологов, групповая работа, направленная на обсуждение с подростками актуальных тем будет способствовать выработке у них собственного сознательного, а не мифологического, отношения к наркотикам, алкоголю, табакокурению.                                
Цель программы: формирование у подростков стратегии и навыков поведения ведущего к здоровью, и препятствующего к употреблению психоактивных веществ. Сформировать правильное понимание культуры половых отношений, рассмотреть и объективно аргументировать плюсы и минусы воздержания до брака.                               
Задачи программы: предоставление объективной информации о действии и негативных последствиях химических веществ на организм человека. Сориентировать молодых людей на их способность принять собственное ответственное решение в ситуации выбора. Информирование подростков по вопросам межличностных отношений, заболеваний передающихся половым путем, о способах предохранения от ранней беременности.                                                                                                          
Возрастные критерии участников: подростки от 16 до 18 лет.                                   
Формы и методы работы: групповая работа, анкетирование, элементы индивидуальной работы, групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы).                                                         
Ожидаемые результаты: сформированность у подростков положительной мотивации к здоровому образу жизни, информированность о культуре полового поведения, определение нравственных принципов и взглядов на семью.
 
Технология «Формирование социально-психологической компетент­ности подростков»
 
Эта технология является практическим инструментом формирования социально-психологической компетент­ности. Подросткам предоставляется возможность «здесь и теперь» попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.   
Цель программы: предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; рас­ширение ролевого репертуара несовершеннолетних, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопас­ности процесса социального экспериментирования, свой­ственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.                       
Задачи программы:выработка адекватных и эффективных навыков об­щения; развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в услови­ях коллектива; предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков, создание мотивации для дальнейшего саморазвития.                                                                                                            
Возрастные критерии участников: подростки от 14 до 18 лет.                                   
Формы и методы работы: групповая работа, элементы индивидуальной работы, групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы), психотехнические упражнения, наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности), ролевые подвижные игры, элементы индивидуальной и групповой релаксации, самодиагностики, методы арт-терапии.                                                     
Ожидаемые результаты: подростки смогут определить свои жизненные ценности, научиться анализировать происходящее, принимать ответственность за свое решение и результаты своей деятельности, совершить сознательный выбор между человеческими отношениями и достижением цели любым путем.
 
Технология «Социальный патронаж семьи»
 
В современных условиях патронаж – это защитная покровительствующая система, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержания семей, для дальнейшей их адаптации и социализации в обществе, а также контроль над тем, как эти процессы протекают.
Основными задачами при осуществлении патронажа семьи по месту жительства являются:
·  своевременное устранение психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, способных усугубить сложившуюся ситуацию в семье;
· оказание необходимой социально-психологической помощи, а также налаживание взаимоотношений между родителями и детьми, и создание нормальной социально-педагогической обстановки в семье.
Учитывая тот факт, что патронаж осуществляют несколько специалистов – посещение семьи в каждом случае несёт отдельную цель.
Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения. Педагог-психолог, осуществляющий психологический патронаж проводит консультирование, находит вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняет посреднические функции между клиентом и его окружением, помогает снизить у клиента чувство тревожности, при этом педагог-психолог должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.
Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального состояния клиента. Целью патронажа является увеличение самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь.
Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, заключающуюся в систематической работе с родителями, опекунами. Попечителями, детьми, для обеспечения нормального воспитания и развития детей.
Работа с семьей проводится на постоянной основе, в режиме периодичности, предполагает постановку промежуточных целей (программа минимум) по достижению определенных результатов, позволяющих двигаться дальше (программа максимум).
Планомерно-поэтапная работа всех специалистов приводит к успеху в работе с семьями, так как учитываются социальные, педагогические и психологические факторы в жизни семьи.
Сотрудники отделения ориентированы на модель работы в Команде, так как именно эта модель эффективна и помогает в работе с семьями. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Формировать эту потребность, преодолевать социальную изоляцию семьи – главная задача патронажа семьи.
 
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Последние новости
Погода
 
Норильск
 
Опросы

Удовлетворены ли вы содержанием нашего сайта?

Обратная связь

контакты