Формирование законопослушного поведения подростков PDF Печать
МБУ «КЦСОН» в системе осуществляет деятельность в направлении формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, предупреждение нарушений детско-родительских отношений, улучшение качества индивидуальной работы с состоящими на учете семьями и несовершеннолетними, находящимися в группе социального риска с регулярным анализом эффективности работы. По итогам первого полугодия 2013 получены следующие результаты.
Работа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в социальном приюте для детей и подростков  МБУ «КЦСОН» (далее - приют) включает в себя индивидуальную и групповую работу, направленную на предупреждение совершения ими правонарушений и самовольных уходов, занятий с целью освоения социально ориентированных моделей поведения, тренингов формирования позитивных жизненных целей.
К сотрудничеству в данном направлении привлекаются представители ОДН, ОУУП и ДН ОП №2 МВД РФ по городу Норильску, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Учитывая особенности педагогических условий пребывания детей в приюте, мы использовали в комплексе приемы, формы и активные методы обучения, обеспечивающие эффективность формирования правовой культуры (реализация групповой программы по правовому просвещению, профилактике и коррекции асоциального поведения,  участие воспитанников в Правовом клубе совместно с юрисконсультом МБУ «КЦСОН», старшим дежурным по режиму, представителями отдела ООиП, КДН, ОДН.,  проведение лекций, дискуссий, тренингов и т.д.)

Работа по формированию законопослушного поведения в социальном приюте проводится с целью развития правовой культуры и правовой грамотности несовершеннолетних.
Для реализации поставленных целей были разработаны критерии состояния правовой культуры и правовой социализации воспитанников, соответствующие сферам личности и компонентам правовой культуры.
Критерии:
1. Отношение несовершеннолетних к праву, восприятие правовых норм (эмоционально-ценностный компонент);
2. Владение системой правовых знаний (когнитивный компонент);
3. Владение нормами права и применение их в деятельности, правовое поведение (поведенческий компонент).
По этим критериям и показателям были разработаны анкеты и тесты для опроса по основам правовой культуры.
По итогам проведенной работы за первое полугодие 2013 года выявлены уровни  сформированности правовой культуры несовершеннолетних (%).

 
Уровни сформированности правовой культуры 
alt
Результаты указывают, что процесс формирования и развития правовой культуры несовершеннолетних повышается за счет осуществления: специально организованной совместной деятельности с детьми; качества окружающей правовой среды, которая выступает мощным детерминирующим фактором правовой воспитанности; структурно-функциональной модели формирования правовой культуры; постоянного совершенствования содержания, форм и методов правового образования и воспитания.
Поскольку подросткам, кроме знания законов, важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, стать успешным в самореализации необходимо так же сохранять здоровый характер внутрисемейных взаимоотношений.
Одна из основных задач специалистов социального приюта для детей и подростков прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защитить права и интересы. Реализация этой задачи требует от специалистов  приюта активного поиска мер, направленных на эффективное содействие семье в восстановлении ее воспитательной функции и социального здоровья. 
Работа с семьей проводится в несколько этапов: контакт с членами семьи; выявление существа и причин семейных проблем; разработка плана вывода семьи из сферы неблагополучных взаимоотношений; оказание поддержки и стимулирование родителей к самопомощи. Профилактическая и коррекционная работа с семьями воспитанников  направлена на коррекцию дисгармонии семейных отношений, устранение недостатков семейного воспитания и предупреждение нарушений детско-родительских отношений.
С целью выявления нарушений внутрисемейных связей работа проводится по стандартной схеме. Это индивидуальные беседы, тестовые и проективные методики, наблюдение. По результатам диагностики составляется индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего, включающая в обязательном порядке работу с членами семьи.
В работе по восстановлению детско-родительских отношений применяется двусторонний подход, т.е. коррекционное воздействие направлено как на ребенка, имеющего отклонения в поведении, так и на родителей, которые зачастую имеют недостаток знаний и навыков в области воспитания.
Применяются следующие формы работы: беседа, дискуссия, групповая работа, мозговой штурм, анализ конкретных жизненных ситуаций, моделирование проблемных ситуаций и их анализ, самонаблюдение, анкетирование.
Разработана «Адресная программа коррекции недостатков семейного воспитания», направленная на профилактику, коррекцию дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания.
Широко распространяются тематические буклеты из цикла «Семья… как много в этом слове»: «Детско-родительские раздоры», «Личность матери», «Воспитание без наказания», «Знает ли ваш ребенок о вашей любви к нему?».
Так, за прошедшее полугодие 2013 года в социальном приюте практически все семьи воспитанников нуждались в психолого-педагогической коррекции, всего 79 семей. Однако только 34 семьи (43%) воспользовались услугами специалистов приюта, активно выражая желание наладить детско-родительские отношения. Остальные 57% семей проявили равнодушие к изменению неблагоприятной     ситуации в семье. Отказывались от помощи и контактов со специалистами приюта (направление писем, уведомлений, приглашений); самоустранялись от общения с собственными детьми. Большинство родителей из этих семей страдают алкоголизмом или наркозависимостью.
Основными показателями семейного неблагополучия в сфере детско-родительских отношений являются следующие характеристики:
1.      Родительская безответственность, уклонение от воспитания ребенка
2.      Насильственные методы воспитания (угрозы, побои, лишения потребностей и т.п.)
3.  Неблагоприятный психологический климат в семье (непринятие личности ребенка, эмоциональное отвержение, вредные привычки родителей).
4.      Нарушение коммуникативности в семье (конфликтное общение, деструктивное взаимоотношение).
Анализ работы, проведенной с семьями, свидетельствует о снижение их количества в ходе коррекционной работы по основным показателями семейного неблагополучия.
 
Показатели неблагоприятных характеристик до и после проведенной работы
(к-во семей)
 

altПо результатам анализа  работы по предупреждению нарушений в детско-родительских отношениях можно сделать следующие выводы:
1. Больше половины семей (57%) не получают коррекционную помощь так как самоустраняются от решений собственных внутрисемейных проблем¸ игнорируют приглашения специалистов приюта.
2.  В тех семьях, где проводилась комплексная, целенаправленная и адресная работа отмечены значительные улучшения в сторону семейного благополучия. Данные снижения негативных факторов представлены в таблице №1.
 






Таблица № 1

Неблагоприятные характеристики Снижение количества семей, %
Безответственность родителей, уклонение от воспитания 55
Насильственные методы воспитания 100
Неблагоприятный психологический климат 43
Нарушение коммуникативности в семье (конфликты) 83

Семьи обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными интеллектуальными и финансовыми ресурсами необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль ситуации в семье. Специалисты психолого-педагогической помощи семье, детям, женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее – отделение) не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
Наиболее важным критерием эффективности социальной работы на  личностном уровне является выведение обратившихся за социальной помощью граждан из трудной жизненной ситуации и социально-опасного положения. При этом с точки зрения эффективности принципиально важно, чтобы социальная помощь  была оказана своевременно, качественно и в полном объеме. А так же все необходимые социальные услуги были доступны и предоставлены на высоком профессиональном уровне.
Ниже в таблице № 2 приведены статистические данные (категории) по оказанию отделением социальной помощи:

Таблица № 2


Наименование показателя 1 полугодие 2012 г. 1 полугодие 2013 г.
Обслужено человек (всего), в т.ч. 649 791
несовершеннолетних 263 334
семей, в т.ч.    
многодетных 149 185
одиноких матерей 151 132
потерявших кормильца 26 27
несовершеннолетних родителей 3 10
малообеспеченных 195 261
социально опасных 68 64

Виды социальных услуг 1 полугодие 2012 г. 1 полугодие 2013 г.
социально-бытовые 798 919
социально-психологические 309 379
социально-педагогические 316 189
социально-экономические 242 241
социально-правовые 1787 1880


Принято заявлений на оказание содействия в оформлении материальной помощи в виде денежных средств Количество обследований жилищно-бытовых условий проживания Выдана натуральная помощь в виде детских вещей б/у
2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.
214 186 88 183 413 476
8 (на учете) 4 (на учете)

Специалистами отделения оказывается содействие в организации праздничных мероприятий и занятий для привлечения родителей к совместной деятельности с детьми, что помогает укреплению детско-родительских отношений. Осуществляется работа клуба «Родительский университет» (родители из малообеспеченных и многодетных семей участвуют в занятиях по развитию различных видов деятельности своих детей, совместно с социальным педагогом проведено 4 семейных собрания). Проведено 4 праздничных мероприятий для детей из многодетных и малообеспеченных семей (охват 59 несовершеннолетних).
С целью распространения педагогических знаний и умений по воспитанию и развитию детей в отделении оформляются информационные стенды и распространяются буклеты. Самыми востребованными темами среди родителей являются: воспитание детей всех возрастов, разрешение конфликтных ситуаций, как семье пережить ситуацию развода, проблемы  матерей-одиночек, профилактика вредных привычек и т.д. Следует отметить, что именно родители, от которых непосредственно зависит благополучие ребенка в семье с трудом идут на контакт со специалистами, не желая прилагать никаких усилий для изменения ситуации в семье, не проявляя интерес в получении новых знаний в области детско-родительских отношений, мотивируя постоянной занятостью на работе и отсутствием свободного времени. Специалистами отделения рассылаются почтой приглашения для родителей на семейные собрания, также в телефонном режиме родители несовершеннолетних, состоящих на учете в отделении, приглашаются на консультации к специалистам отделения.
С целью обследования условий проживания несовершеннолетних, для оказания своевременной социальной психологической, педагогической и др. необходимой помощи специалистами отделения осуществляется патронаж семей (49 человек), состоящих на профилактическом учёте в отделении и (124 семьи) в совместных рейдах со службами системы профилактики (ООиП, КДНиЗП, ЦВР) семей находящихся в ТЖС, СОП и опекаемых.  По результатам рейдов в отделение обратилось 15 семей, им была оказана консультативная и натуральная помощь в виде: детских вещей б/у, наборов школьно-письменных принадлежностей и детской художественной литературы (благотворительность).
Залог эффективности работы специалистов отделения на предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, уменьшение случаев детско-семейного неблагополучия заложен в основе комплексного подхода, объединения усилий всех субъектов профилактики.
Таким образом, оказание государственных услуг позволяют в той или иной степени реабилитировать детей и родителей, а также сделать ситуацию в семье устойчивой и создать предпосылки для самостоятельного и успешного функционирования в дальнейшем.
 Для улучшения качества работы в направлении профилактики вышеуказанных направлений должна быть отработана схема оперативного и стратегического межведомственного взаимодействия. В рамках данного сотрудничества должно быть реализовано активное применение на практике новых форм совместной деятельности:
-   Просмотр открытых профилактических мероприятий.
-   Выступление специалистов высокой квалификации на обучающих семинарах.
-   Повышение квалификации специалистов органов системы профилактики, безнадзорности и правонарушений.
 
 
И.о. заведующего отделением
психолого-педагогической помощи семье, детям,
женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации  Ю.А. Ниник,
заведующий социальным приютом для детей и подростков С.Р. Павлова


О РЕЗЕРВАХ И РЕЗЕРВУАРАХ ДУШЕВНЫХ СИЛ

«Наконец-то закончился этот суматошный день, можно блаженно вытянуться на постели, закрыть глаза, уснуть ... Но, что это, откуда этот резкий звук, врезающийся в мозг? Звенит будильник?! Уже утро?! Я же только что лег спать, не может быть… Сегодня среда, всего лишь середина недели, а такое чувство, что уже пятница, а еще лучше, если бы уже наступила суббота… дожить бы до нее… я так устал, нет никаких сил…»

Знакомое состояние души и тела? Вы наверняка задавались вопросом, почему мы устаем? Ответ как будто бы прост – мы работаем, тратим энергию. Это естественный жизненный процесс. А вы замечали, что одни люди устают быстро, а другие напоминают «вечный двигатель», так они энергичны и активны? Все вроде бы здоровы, а результативность жизнедеятельности разная. В чем дело? А дело в том, что все мы по-разному храним, растрачиваем и пополняем свою психическую энергию. Давайте, посмотрим как это происходит.
Определим, что такое психическая энергия. Она незрима, но она себя проявляет. Как? Физическая энергия - это сила, выносливость, способность тела совершать какую-то работу. Так вот, психическая энергия - это желание совершать деятельность. Это энергетический импульс, который как бы толкает наше тело.
Физическая и психическая энергия – это как две стороны одного щита. Щита нашего здоровья. Эти две стороны неразделимы: физическое здоровье укрепляет наш дух, а душевный контроль дисциплинирует тело, стимулирует его на поддержание общего тонуса. Например, когда человек испытывает боль или температурит, ему ничего не хочется, кроме покоя. А когда нет настроения, мы говорим: «все валится из рук».
Если уровень психической энергии низкий мы чувствуем леность, вялость, слабость, тяжесть тела, вязкость ума, хандру, усталость. У нас возникает «чувство болезни», мы так и говорим: «мне кажется, что я заболеваю».
Если человек полон энергии – это благо. При высоком уровне мы энергичны, бодры, активны и находимся в творческом поиске. Мы чувствуем жажду самой жизни. Достаточность психической энергии это счастье, это успешность.
К сожалению, волшебного лекарства от потери энергии не существует, более того – процесс траты психической энергии это естественный природный процесс, сама суть жизни. Важно научится пополнять энергетический запас и уметь сохранять равновесие нервной системы. Сделать это должны мы  сами, постоянной работой над собой, собственным самосовершенствованием.
Если человек тратит психической энергии больше, чем организм может восполнить наступает ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ БАНКРОТСТВО (нервное истощение), лишающее нас здоровья и радости жизни.
Что может вызвать истощение психической энергии? В первую очередь это недостаток отдыха, а именно дефицит сна. Очень многие полагают, что всю неделю могут недосыпать, что это «не страшно», а «отоспаться» можно на выходных. Распространенное и, к сожалению, вредное заблуждение. Дело в том, что «недосып» имеет свойство накапливаться, т.е. недостаток сна ежедневно 3 часа к концу недели за 5 дней равен 15 часам. Таким образом, уснув в пятницу, для того чтобы выспаться (7-8 часов) и восполнить дефицит сна (15 часов), мы должны проспать не менее 22-23 часов, т.е. почти сутки, что как вы сами понимаете, нереально. Таким образом, наш организм остается не отдохнувшим к началу новой трудовой недели.
Еще одним «вампиром» нашей энергии являются негативные эмоции, особенно переполнение ими. Гнев, обида, зависть, ненависть, жадность, беспокойство, горе и т.п. От влияния некоторых чувств мы защититься не можем. Например, смерть близкого человека неизбежно вызовет глубокое горе, которое нужно прожить как во времени, так и состоянии души. А вот что делать с такими эмоциями как обида, или гнев, или зависть? Их вполне можно и нужно нейтрализовать. Очень хорошо помогает юмор: если вас обидели или разозлили, мысленно попросите вашего обидчика «встать в очередь» на раздачу обид, или злости. Потом посмотрите, кто достоин вашего внимания. Вы поймете, как нелепо тратить драгоценную энергию на никчемные эмоции, особенно если очередь получилась длинная и люди в ней далеко не ваши близкие и друзья.
Как мы уже говорили, и душа, и тело тесно связаны. Поэтому чрезмерное мускульное напряжение (физическое переутомление) так же неблагоприятно сказывается на сохранении психической энергии.
Как мы может узнать, что наш организм испытывает именно нервное истощение, а не просто усталость или физическое недомогание? Существует пять основных признаков, которые подскажет состояние духа:
1.      Равнодушие к себе. Вы принимаете без протеста любые удары судьбы («такова жизнь», «Бог терпел и нам велел», «такова моя судьба, карма, планид» и т.п.).
2.      Нерешительность. Вы позволяете другим руководить вашей жизнью, выполнять ваши планы, реализовывать ваши идеи.
3.   Сомнения. Не верите в себя и не верите в искренность других людей. Образ «Я» для вас становится синонимом понятия «неудачник». Начинаете искать оправдания, чтобы прикрыть свои промахи, обвинять в этом других.
4.   Хроническое беспокойство. По мелочам, по любому поводу – а вдруг что случится. Часто – излишняя озабоченность своим здоровьем (ипохондрия). Постоянный страх.
5.      Сверхосторожность. Вы ждете какого-то определенного момента, чтобы начать… жить? Ждете удобного случая для реализации своих планов, а он все никак не подворачивается? Чувствуете себя как кулик на болоте: «клювик вытащил – хвостик увяз, хвостик вытащил – клювик завяз».
Но не только наша душа может подавать признаки нервного истощения. Наше тело тоже не бессловесно, но оно действует не через рассудок, а через пять органов чувств (сенсоры – глаза, уши, кожа, нос, рот).
Иногда человек жалуется на непереносимость шума, или яркого света, не может выносить прикосновений (часто – в общественном транспорте). Что это значит? Наше тело не только подает сигнал, что идет процесс истощения, но показывает, что именно «ворует» наши запасы. Например, непереносимость шума, громкой музыки – прислушайтесь, а не устали ли вы от постоянных скандалов, оскорблений или ссор (в семье, коллективе и т.п.). Раздражает яркий свет? Задайте себе вопрос – что вам не нравится в поведении окружающих, что или кого вы  не хотите видеть.
Не все люди одинаково подвержены психическому истощению. У одних это происходит быстро и часто, других практически невозможно обанкротить. Почему так происходит? Это зависит от  характеристик личности человека, его склонности к переоценке значимости и драматизации переживаемых событий, неуверенности в себе. От свойств нервной системы и крепости организма. От усвоенных жизненных стереотипов, от воздействия ближайшего окружения, от умения противостоять негативным влияниям.
Чтобы узнать собственную способность противостоять стрессовым факторам и сохранять тем самым запасы энергии можно пройти тест определения психологической гибкости.
Итак, мы знаем, как распознать нервное истощение. Что же нужно делать, чтобы не растратить полностью нашу энергию, как  мы должны сохранить равновесие нервной системы. Для этого в первую очередь надо знать, ЧТО нарушает это равновесие и не допускать его.
1.  Гибель нервных клеток (они есть резервуары психической энергии). Здоровые нервные клетки полны энергии. В первую очередь исключить алкоголь, никотин, ПАВ, наркотики и т.п.
2.  Нервная депрессия – резкое прекращение поступления нервного потока энергии (это как перегнуть садовый шланг с водой). Явление временное, вызывается сильным горем, яростью и т.п. Производит прямой и сильный парализующий эффект.
3.  Нервное напряжение – сильнейший стресс, созданный горем или страхом (ужасом). За короткий промежуток времени тратится большое количество психической энергии (резко опустошаются нервные клетки), что вызывает интенсивную деятельность жизненных органов. Сильнейшее сердцебиение, учащенное дыхание, спазм сосудов. После такое стресса человек чувствует себя буквально «выжатым».
Чтобы  не лишить себя полностью сил нам просто необходимо постоянно пополнять наши резервуары энергии.
Считается, что в природе существует четыре основных источника пополнения энергии:
1.  Сон (полноценный, спокойный, достаточный).
2.  Питание (регулярное, здоровое).
3.  Дыхание (достаток кислорода, сам процесс создает общее ритмирование организма).
4.  Позитивные мысли и чувства.
Большую роль в этом вопросе играет философия жизни – оптимист вы или пессимист.
У. Шекспир писал:
Веди нас дорожка,
Вперед и вперед,
Начала тебе и конца нет,
Веселое сердце идет и поет,
Печальное – скоро устанет…
 
На 37-конгрессе немецкого общества психологии в Кельне многие докладчики указывали на то, что пессимистический взгляд на жизнь, унылость духа угнетают иммунную систему, повышая уязвимость к инфекционным болезням и подверженность злокачественным опухолям.
 
 Практические советы:
 
Несколько способов как перестать нервничать за 5 минут:
1.  В течение пяти минут дышать животом – при этом диафрагма, совершая ритмичные движения, способствует успокоению сердцебиения.
2.   Изображать спокойствие – состояние внешнего покоя неизменно приведет к внутреннему.
3.   Визуализации – представить самое спокойное и комфортное для вас место, ощутить себя в том месте.
4.   Чередовать мышечное напряжение и расслабление (сжать челюсти и кулаки – разжать кулаки и челюсти).
5.   Фиксировать мысли на себе – «осмотреть» себя со стороны, оценить, «увидеть» себя в позе уверенности.
6.    Намеренно замедляться – совершать плавные, спокойные движения, говорить тихо, медленно и мало.
 
Материал подготовлен педагогом - психологом Корниенко Л.Н.

 
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Последние новости
Погода
 
Норильск
 
Опросы

Удовлетворены ли вы содержанием нашего сайта?

Обратная связь

контакты