Сенсорная комната PDF Печать

В социальном приюте для детей и подростков Комплексного центра вот уже в течение года успешно функционирует сенсорная комната. Организованная особым образом окружающая среда состоит из множества стимуляторов (модулей), которые посредством света, цвета, музыки, ароматов, тактильных ощущений оказывают различное воздействие на психическое, физическое и эмоциональное состояние: как успокаивающее и расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее и восстанавливающее.
Являясь здоровьесберегающей средой, сенсорная комната способствует повышению активности и бодрости, восполнению общей энергетики, снижению тревожности, страхов и агрессивности, повышению стрессоустойчивости, восстановлению полноценного отдыха, развитию познавательных, эмоциональных, кинестетических и сенсорных функций наших воспитанников. Чарующая и завораживающая атмосфера сенсорной комнаты – это мир волшебства и сказки для детей. Здесь нет границ фантазии, творчеству и самовыражению.

При проведении реабилитационных мероприятий с воспитанниками социального приюта в сенсорной комнате наиболее востребованы техники, направленные на восстановление психоэмоционального баланса, развитие когнитивных функций, снятие коммуникативных барьеров, актуализацию положительного образа «Я», позитивное самовыражение и много другое. Применение световых, цветовых, звуковых модулей способствует наиболее полному расслаблению ребенка в относительно короткий промежуток времени.
Например, светящаяся пузырьковая колонна с водой и забавными рыбками помогает напряженному ребенку быстро переключиться с негативных эмоций на позитивные. Дети интровертного типа характера, замкнутые на негативных чувствах или испытавшие насилие, могут безопасно доверить свои переживания безмолвным рыбкам, высказать им все наболевшее. Фибероптические волокна модуля «Грозовая туча» подарят ощущения теплого летнего дождика и солнечного дня, давая мышечное расслабление, снимая усталость, что немаловажно для школьников, особенно накануне экзаменов и в период учебных занятий в условиях полярной ночи с выраженным сенсорным дефицитом. Кроме того, меняя цвет «дождинок» и высказывая свои ассоциации, возникающие в ответ на цветовой стимул, дети учатся пониманию своего внутреннего мира, самовыражению и актуализации собственных личностных ресурсов.
Для коррекции интеллектуальной деятельности детей с адаптационными расстройствами, перцептивными нарушениями применяется чередование стимулирующего влияния модулей сенсорной комнаты. Начиная с  ненавязчивого воздействия мягкой среды (пуфы, напольные маты, сухой бассейн, ленточный душ),  осуществляется постепенный переход к более активным сенсорным модулям. Мини-водопад с подсветкой, лампа «Вулкан», настенное отражение светоэффектов через проектор, потолок «Звездное небо», световое панно «Бесконечность» позволяют ребенку самому выбирать степень активности деятельности, стимулируя, тем самым, познавательную инициативу и обучая саморегуляции.
Развитие творческого начала и фантазии, памяти и внимания, тактильный гнозис, формирование речи, снятие коммуникативных барьеров – далеко не полный перечень возможностей светового стола для рисования песком. В нашей работе это самостоятельное психотерапевтическое и коррекционное направление. С воспитанниками приюта мы придумываем фантастические миры, строим свое будущее, отражаем прошлое и живем настоящим. Рисовать на песке получается у всех: рисуем руками по песку; делаем отпечатки мягкими шаблонами; создаем движение, насыпая и пересыпая песчинки; моделируем ситуации и настроения с помощью дополнительных предметов (гладкие камешки, игрушки из «киндер-сюрпризов» и др.)
АРТ-терапия в работе с детьми, пожалуй, самое востребованное направление. Где, как не в волшебной обстановке сенсорной комнаты можно провести сказкотерапию, психодраму, разыграть сюжетные этюды? Например, игра «Продолжи сказку», в которой ребенок может перепрограммировать не устраивающую его психотравмирующую действительность или самостоятельно создать образы любимых героев, заново пережить волнующие моменты. Среда сенсорной комнаты позволяет, помимо речевого выражения, «отыграть» чувства на телесном уровне и, снимая эмоциональные зажимы, усиливает тем самым терапевтический эффект. Игровое взаимодействие в процессе сказки способствует устранению коммуникативных барьеров, содействует усилению доверия, учит сотрудничеству и эмпатийному пониманию.
В настоящее время в работе с воспитанниками социального приюта возможности сенсорной комнаты задействованы как самостоятельные коррекционные процедуры (например, снятие последствий стресса, повышение работоспособности и настроения, обучение универсальным учебным навыкам) и как средство оптимизации реабилитационного процесса в целом. Сенсорная комната выступает как вспомогательная среда при психолого-педагогическом обследовании и проведении консультативной работы, а также в осуществлении профилактических мероприятий в рамках привития основ здорового образа жизни, воспитания морально-нравственных и эстетических ценностей.
 
(Разрабатывала и проводила занятия с воспитанниками в сенсорной комнате психолог социального приюта для детей и подростков Л.Н. Корниенко)

 
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Последние новости
Погода
 
Норильск
 
Опросы

Удовлетворены ли вы содержанием нашего сайта?

Обратная связь

контакты