Если нужда заставит PDF Печать
Источник: Заполярная правда № 184 от 04.12.2014

altC 1 января 2015 года вступит в силу новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». О том, каких изменений нам ждать от нового законодательства в социальной сфере, нам рассказал председатель постоянной комиссии городского Совета по социальной политике, директор Комплексного центра социального обслуживания населения Владимир БОНДАРЬ.

—Владимир Витальевич, по вашему мнению как руководителя Комплексного центра, готово ли учреждение к предстоящим переменам?
– Мы ожидали подобных перемен. Наша страна за последние десятилетия претерпела значительные изменения практически во всех сферах жизни. Отрасль, занимающаяся животрепещущими вопросами социальной поддержки и социального обслуживания граждан, обязана быть гибкой и следовать реалиям жизни. Закон прошел общественную экспертизу, широко обсуждался в СМИ, на ведомственных официальных сайтах. Есть у него и противники, и сторонники. Но наша задача его исполнять. И мы на протяжении последних месяцев проводим планомерную работу по подготовке к успешному внедрению законодательных норм. На сегодня министерством социальной политики Красноярского края разрабатывается 18 подзаконных актов, направленных на реализацию федерального законодательства. Когда они будут утверждены, можно будет говорить о четкой и прозрачной схеме работы в новых условиях. А по тем основам, которые заложила федерация, можно говорить об изменении подходов к деятельности в социальной сфере.
— И каковы же эти новшества?

– Появились новые принципы социального обслуживания: государство стремится стимулировать развитие организаций, предоставляющих социальные услуги, независимо от их формы собственности. Цель нововведения — обеспечить достаточность поставщиков услуг для удовлетворения потребностей населения, увеличить конкуренцию и, следовательно, повысить качество предоставления услуг в этой области. Важный момент: при соблюдении определенных условий организация, оказывающая социальные услуги, даже не участвующая в выполнении государственного задания, может получить компенсацию за счет бюджетных средств. К одному из таких условий относится включение организации в реестр поставщиков социальных услуг, который будет общедоступным на электронной площадке. Реестр будет содержать всю необходимую информацию об организациях социального обслуживания, функционирующих на территории, вплоть до наличия свободных мест в различных структурных подразделениях. Сейчас министерством социальной политики края проводится активная работа по его формированию. Ведение реестра отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Изменились подходы к администрированию социального обслуживания — если раньше решение о предоставлении гражданину социальных услуг принимал руководитель учреждения, то теперь этим вопросом, а также разработкой индивидуальной программы предоставления социальных услуг будет заниматься уполномоченный орган субъекта РФ. Очевидно, этим органом станет наше управление социальной политики. Получив индивидуальную программу, кстати, она должна быть выдана в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, нуждающийся гражданин вправе обратиться в любую организацию, предоставляющую социальные услуги, даже если она не указана в программе. В этом суть права выбора. При этом если для получателя услуг программа носит рекомендательный характер, то для поставщика услуг — обязательна для исполнения.
— А как быть тем, кто не может ждать 10 дней?
alt– Есть единственное исключение — если у гражданина возникла потребность в экстренной помощи разового характера, а это подпадает под услуги срочного обслуживания, заявитель может получить ее сразу после подтверждения статуса нуждаемости в социальном обслуживании. Например, когда в квартире произошел пожар и собственнику необходимо содействие в сборе документов для выделения материальной помощи. В данном случае разработки индивидуальной программы не потребуется, а значит, и не надо ждать 10 дней.
— Предусмотрены ли нормы, влияющие в целом на социальное благополучие населения?
– Изменился подход к пониманию профилактики обстоятельств, повлекших нуждаемость в социальном обслуживании. Если раньше под профилактикой понимались мероприятия, направленные на предупреждение первоначального появления проблем, то теперь — это процесс выявления и устранения причин, которые уже привели к ситуации неблагополучия. Надо сказать, что некоторые эксперты усмотрели в данной норме угрозу расцвета ювенальной системы, печальные последствия которой мы наблюдаем в ряде развитых стран.
— Многие помнят реакцию горожан, когда насколько лет назад социальные услуги стали платными. Есть ли изменения в этом направлении?
– Услуги за плату Комплексный центр предоставляет уже восемь лет, с 2006 года. При этом плата за услуги, входящие в гарантированный перечень, по решению городского Совета возмещается получателям за счет средств местного бюджета. Принципиальных изменений законодательных норм здесь не произошло. Как и раньше, определены категории граждан, которые получают социальные услуги бесплатно, — это несовершеннолетние дети, граждане, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов, и те, чей среднедушевой доход равен или ниже полуторной величины прожиточного минимума. Правительство Красноярского края вправе определить и другие категории граждан.
Вместе с тем если в текущем году при определении размера платы за стационарное обслуживание рассматривалась только пенсия гражданина без учета других доходов, то со следующего года — уже среднедушевой доход. А это, как вы понимаете, совсем другой расчет. И сам расчет среднедушевого дохода теперь будет осуществляться исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении социальных услуг, а не за три месяца, как ранее. Тарифы на платные социальные услуги и порядок их взимания, как и прежде, утверждаются правительством Красноярского края.
Есть и другие новации. Введены новые и уточнены действующие понятия. Так, например, трудная жизненная ситуация — термин, который широко применялся и у многих на слуху, трансформировался в понятие нуждаемости в социальном облуживании. Клиент социальной сферы «превратился» в получателя социальных услуг. Появилось понятие социального сопровождения.
В ближайшее время Минтрудом должны быть разработаны рекомендации по определению индивидуальной потребности получателей в социальных услугах. И это шаг в нужную сторону. Ведь отсутствие четких законодательных норм порой становится буквально камнем преткновения при решении специфичных проблем. Будем надеяться, что новые нормативные акты будут способствовать понятной широкому кругу лиц работе учреждений социального обслуживания.
alt– Куда же все–таки на этом переходном этапе можно обратиться, чтобы узнать, как получить социальные услуги?
– В Комплексном центре работает консультативное отделение и срочного социального обслуживания. Находится оно на ул. Комсомольской, 49в, на третьем этаже. Его специалисты пояснят, как поступить в том или ином случае, дадут все необходимые рекомендации, в том числе правового характера, а если надо, и выедут по месту пребывания нуждающегося гражданина. Телефон для справок — 48–51–49. Если требуется мое участие — телефон приемной КЦСОН 37–33–75.
Подводя итог сказанному, хочу поблагодарить «Заполярную правду» за интерес к социальной сфере. И пожелать всем читателям «Заполярки» доброго Нового года, здоровья, благополучия и уверенности в завтрашнем дне.

Петр ЕВДОКИМОВ
Фото Владимира МАКУШКИНА

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Последние новости
Погода
 
Норильск
 
Опросы

Удовлетворены ли вы содержанием нашего сайта?

Обратная связь

контакты